«Реализация предложенных мер позволит значительно увеличить долю межрегиональных воздушных перевозок в общем объеме, оживить рынок региональных перевозок, в том числе в части спроса на региональные самолеты отечественного производства» — говорится в пояснении ведомства к документу.
О развитии региональной авиации власти говорят с 2002 года, а первая масштабная программа была принята в 2005-м. Однако выполнялась она из рук вон плохо, чем 7 августа нынешнего года возмутился премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Он устроил министру транспорта Максиму Соколову разнос и потребовал подготовить новую, более реалистичную программу.
В четверг Минтранс выполнил поручение премьера и внес программу, названную «дорожной картой», в правительство. Основные задачи Минтранс поставил так: разработка стандарта минимальной транспортной доступности, обеспечение функционирования региональной аэродромной инфраструктуры, совершенствование механизмов субсидирования из бюджетов разных уровней, развитие и обновление парка воздушных судов, снижение себестоимости перевозок и совершенствование государственного регулирования.
Видно, что программа имеет социальную направленность. Она посвящена не развитию рынка, а субсидированию. Потому что рынка как такового нет. «Региональные и местные маршруты в настоящее время не способны генерировать пассажиропотоки, обеспечивающие рентабельность перевозки. Это, в свою очередь, определяет высокую себестоимость авиаперевозок, вследствие высоких удельных затрат и эксплуатации воздушных судов малой вместимости», — пояснил Минтранс.
«Эти перевозки являются социально значимыми и не являются предметом коммерчески эффективного бизнеса. На маршрутах регионального и местного значения практически отсутствует конкуренция, и стоимость перевозки высока для населения», — подвело итог ведомство. И предложило выделить из бюджета на субсидирование региональных авиаперевозок 7,7 млрд руб. только в 2013 году.
В дальнейшем суммы поддержки могут только нарастать. Разработками самолетов средней и малой вместимости занимались в России многие, в том числе ФГУБ ЦСКБ «Прогресс». К сожалению, в большую серию ни одна из моделей пока так и не пошла. Теперь есть расчет на государственный заказ.
И все-таки, несмотря на трудности финансирования, развивать региональную авиацию необходимо. Сейчас пассажиры зачастую вынуждены лететь в соседний регион через Москву, а это — не дело. Московский транспортный узел и без того перегружен, да и косвенные потери от таких «небесных крюков» велики. Можно надеяться, что принятие программы позволит через год-другой облегчить ситуацию. А обычным людям станет проще и дешевле добираться.