Здание школы №3 для детей с девиантным поведением Юго-Западного административного округа Москвы никуда не делось. Те же четыре этажа. То же окружение корпусов 61-го интерната. Даже юрлицо имеется. Не хватает малости — учащихся:
— С 1 сентября, — рассказала «МК» бывший директор Елена Куликова, — школа лишилась возможности набирать новых детей. А 47 воспитанников, остававшихся к началу учебного года, были распределены между другими учебными заведениями. Правда, ненадолго. Вскоре у них начались проблемы. Особенно у тех, кто не успел пройти длительный курс адаптации, а также у «пограничников» — детей с сохранным интеллектом, но с небольшими отклонениями в психике. А ими у нас страдал каждый третий ученик.
Каждый раз, рассказала бывший директор, все шло как под копирку:
— Вначале наших учеников распределили по обычным близлежащим школам или в колледжи. Но удержаться там они не могли. Учить детей, которые через 10 минут после начала урока начинают уставать, крутиться на месте, вставать, выходить из класса, — особая отрасль педагогики. Учителя не справляются и отказываются с ними работать. В итоге за два месяца, что наша школа закрыта, некоторые ребята успели поменять одну-две школы, и ни в одной не смогли удержаться. Так и остались как неприкаянные.
— Мы попросились в ближайшую к дому обычную школу, — рассказала «МК» бабушка — опекун одного из бывших воспитанников школы-призрака №3 Татьяна. — Но мой внук — гиперактивный. А нас сразу предупредили: после первого же замечания нас попросят уйти. Тогда мы решили попробовать колледж, куда перешли некоторые наши ребята. Но там с ними не справились, и нам снова пришлось уйти. Перспектива беспросветна, а ведь в школе №3 нам оставалось отучиться всего год...
Похожих историй не счесть. Вот девятиклассница Наташа — девочка специфическая, но, по словам Елены Куликовой, «очень добрая и умная. Доведи мы ее до 11-го класса, наверняка все было бы в порядке. А сейчас она попала в приют: поддержки, которую мы ей оказывали, она лишилась, а сама социально созреть не успела. Или выпускник 7-го класса Петр. За два месяца сменил две школы. Сейчас его пытаются определить в девиантную спецшколу №2 Центрального округа. Но ее тоже вот-вот закроют. И парень останется на улице».
Кидать камень в учителей обычных школ, не справляющихся со свалившимся им на головы специфическим контингентом, не поднимается рука. Одно дело — девиантный класс, где по определению не больше 10–12 учеников, причем примерно одного уровня. Другое — обычный класс с 25–30 учащимися, включая сильных...
Впрочем, у ребят, которые успели хоть сколько-то проучиться в школе №3 и ей подобных, есть хоть какой-то шанс адаптироваться к школе обычной. А вот у тех, кто должен был прийти туда 1 сентября, но из-за закрытия школы так и не пришел, шансов нет вовсе. Даже если власти одумаются и решат застопорить разгром девиантных школ. Ведь вместе с контингентом детей школа-призрак лишилась и большей части уникального педагогического коллектива.
— Под сокращение подпали воспитатели, психологи, специалисты по социальной реабилитации детей. Фактически из персонала на зарплате остались не более трех человек, включая нового директора. Их задача — передача материальной базы нашей бывшей школы: мебели, оборудования, библиотеки. Но самое страшное не это, — сетует Елена Куликова. — Даже если власти дадут задний ход, восстановить школу №3 уже невозможно. У нас были уникальные специалисты, заточенные под работу с особыми детьми, готовые к любому нюансу: как учить, как успокоить и снять приступ истерии, как заставить слушаться. Для каждой ситуации были свои психологические правила, и все члены нашего коллектива их знали. Теперь все разбрелись кто куда: на пенсию, в другие учебные заведения. Они уже не вернутся, даже если их позвать обратно. А чтобы подготовить новых, нужно 10 лет: ровно столько, сколько мы готовили наш коллектив. И знаете, что самое смешное? Все это время мы вели экспериментальную работу, и 2 марта школу №3 объявили федеральной экспериментальной площадкой Федерального института развития образования. А 1 сентября — закрыли!
Чиновники, может, и впрямь помирают от смеха. А вот семьям не смешно:
— Такие школы необходимы нашему городу! — заявила «МК» мама бывшего девятиклассника школы №3 Надежда. — Таких педагогов, как были, мы больше никогда не встретим. И это понимаем не только мы, родители, но и сами дети.