Книжные черви — козыри

Московские библиотеки можно сделать модным местом

Библиотечная сеть в Москве порой напоминает старый громоздкий бабушкин шкаф — он вроде бы и занимает много места, и неудобен, но выкинуть его рука не поднимается, да и, очевидно, он еще пригодится. Правда, все попытки как-то осовременить этот шкаф — в смысле, библиотечную систему — не имеют большого успеха, хотя и повторяются из года в год. На что только библиотеки не идут ради читателя: и компьютер с Интернетом, и бесплатные журналы, и чай-кофе, и мягкие пуфы. Но читатель хочет сидеть дома и ничего не делать. Непростым вопросом — как привлечь посетителя — задаются все руководители читален. Директор Библиотеки для молодежи Ирина Михнова знает на него ответ.

Московские библиотеки можно сделать модным местом
Фотографии предоставлены Российской государственной библиотекой для молодежи.

тестовый баннер под заглавное изображение

Книжная пыль и Всемирная паутина

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года описывает перспективы развития музеев, театров, досуговых центров и тому подобного — в том числе библиотек. Согласно документу, в 2012 году планируется увеличение посещаемости учреждений культуры (по сравнению с 2007 годом) на 10%, а также повышение уровня комплектования книжных фондов библиотек до 82,3% от норматива. К 2020 году следует довести оба показателя до стопроцентной отметки.

Норматив комплектования таков: для населенных пунктов с численностью менее 25 000 человек — 250 экземпляров книг на 1000 населения, для городов с количеством жителей от 25 000 до 50 000 — 225 изданий. При большем числе горожан норматив — 200 книг на тысячу.

Не очень понятно, правда, к какому числу читателей следует прибавить 10%. Сами библиотеки не считают посещения с точностью, достаточной для построения статистики, а энтузиасты со стороны этим не интересуются. Низкая популярность читален порой доводит некоторых директоров до самого настоящего обмана. Библиотекам важна посещаемость: они регулярно сдают наверх отчеты, где прописано, сколько было гостей и когда; в соответствии с этими рапортами рассчитывается бюджет на будущее. Поэтому нечистые на руку сотрудники заключают с администрациями учебных учреждений контракт, где указано, что школа будет возить детей на лекции и экскурсии в эту библиотеку, а администрация, в свою очередь, отблагодарит директора, завуча — всех причастных. Вследствие таких договоров в лекционных залах регулярно можно наблюдать группы школьников с глазами, полными тоски.

Заведомо неудовлетворительные результаты навели власть имущих на мысль о том, что стоит расширить функционал библиотек, превратив их в некое подобие интернет-кафе. Еще в 2006 году Юрий Лужков высказал мысль о создании «интеллект-центров». За необычным названием скрывается целый комплекс разнообразных структур: и читальный зал, и интернет-клуб, и театральная студия, и спортивный комплекс. Все это планировалось возводить на базе публичных библиотек: в зависимости от возможностей где-то поставили компьютеры, где-то воздвигли сцену и организовали театральный кружок.

Лучше всего москвичи приняли идею Интернета в читальных залах. Зайдя в библиотеку имени А.П.Чехова, я увидел троих посетителей, сидящих за компьютерами, и еще троих, читающих книги. Даже исходя из таких скудных наблюдений, вывод сделать можно: половина посетителей заходят в библиотеку вовсе не в поисках книг любимого писателя. Это подтверждает сотрудница учреждения: «В день бывает порядка 40−50 посетителей. Из них порядка двадцати заходят проверить почту и посмотреть погоду. Летом это число, естественно, уменьшается». Появление Интернета помимо чисто развлекательных целей стало серьезным подспорьем в работе библиотекарей. Если раньше они были вынуждены килограммами закупать журналы и газеты, то теперь в этом нет нужды.

Следующий шаг в процессе интеграции библиотек в современную жизнь — создание медиацентров. Они будут доработаны таким образом, чтобы посетитель мог оперировать любыми носителями данных — будь то диск, флэш-карта или ссылка на файл в Интернете. Также в инновационных учреждениях появятся кафе, пуфики, разнообразные залы — чтобы каждый мог заниматься тем, чем он хочет. Главная функция библиотек — выдача книг — будет реабилитирована с помощью специальных пунктов с литературой, расположенных в каждом районе Москвы. По неподтвержденным данным, к 2015 году в ЦАО планируется построить 12 медиацентров.

Впрочем, Интернет — не единственная приманка для посетителей. Изобретательные библиотекари придумывают множество других способов привлечения внимания. Один из проектов — превращение произведений из школьной программы в аудиокниги. Озвученные известными актерами тексты прекрасно воспринимаются молодежью. Еще одна задумка — живая библиотека. Все происходит так же, как обычно: читатели приходят, получают абонемент, выбирают книгу. Идея в том, что «книга» эта — живой человек. Собеседником может оказаться кто угодно — учитель, хирург, полицейский.

Компьютерный зал Библиотеки для молодежи. Фотографии предоставлены Российской государственной библиотекой для молодежи.

Лето с книгой

Руководство Библиотеки имени Некрасова не стало отказываться от главного в библиотеке — книги. Вместо этого было изменены декорации: душным читальным залам администрация предпочла парк. Летом в саду имени Баумана под открытым небом стоял шатер, где был организован читальный зал. Прийти мог каждый, для этого необязательно быть жителем Басманного района: завести абонемент можно было прямо там — не доходя до основного зала.

Основные посетители — родители с детьми. Профессиональные психологи вместе с малышами мастерили развивающие поделки, читали сказки, рисовали, играли в развивающие игры. Все занятия были абсолютно бесплатны. Многократные посещения не подразумевались — тем не менее многие родители старались не пропускать занятий. «Я старалась водить Алину на занятия как можно чаще. За лето дети многое забывают — потом и в саду, и в школе получается так, что твой ребенок отстает, — говорит мама одной из занимающихся. — А обычные секции на каникулы закрываются. Хорошо, что город на благотворительной основе предоставил возможность занять детей на летний период».

В знак заботы о мамах наряду с детскими книгами в читальню привозили еще и популярную литературу. Если желаемого не оказывалось в наличии, работники подвозили томик из основного здания — хотя проще и быстрее дойти и взять самому, благо здание библиотеки находится буквально в километре от сада.

Читальня регулярно проводила различные мероприятия. Например, в конце июня состоялся Экоквест. Участники игры учились отличать некоторые виды деревьев, выявляли их особенности. Детям предлагали различные задания, которые они должны были выполнять, — а за помощью можно было обратиться к библиотекарям. В конце июля проводился литературный утренник — посетителей с детьми ждали разнообразные игры, сказки и развлечения. В начале сентября летняя читальня закончила свою работу — финальным аккордом стало празднование Дня города.

Фотографии предоставлены Российской государственной библиотекой для молодежи.

Читальный зал — друг молодежи

Подобные мероприятия — хороший способ привлечь молодых, активных читателей, которые потом, возможно, станут завсегдатаями. У них есть только один недостаток — они однодневны, а значит, через пару недель никто о них и не вспомнит. Другое дело, когда у посетителя есть постоянный интерес. Для этих целей некоторые библиотеки организуют кружки, дискуссионные клубы, регулярные киносеансы, турниры настольных игр и прочее. Передовиком в этой сфере выступает Библиотека для молодежи, где можно занять себя самым разным образом: от просмотра кинолент и игры в «Мафию» до театрализованных постановок.

Так было далеко не всегда. В начале 2006 года, когда библиотека была передана новой команде, она являла собой удручающее зрелище: грязные занавески, мутные, серые стекла в потрескавшихся ставнях и редкие фигуры старушек, перелистывающих газетные листы. При всем при этом на фасаде большими буквами красовалась надпись: «Библиотека для юношества». Команда решилась на радикальное обновление всего интерьера. Через два с половиной года на первом этаже здания расположилось уютное, чисто убранное помещение. В течение следующих нескольких недель рабочие неустанно заносили столы, стулья, шкафы, люстры и тысячи, тысячи томов литературы. Вместе с внутренним убранством поменялось и название: теперь невиданный доселе аттракцион называется «Библиотека для молодежи».

Возникает резонный вопрос: откуда у финансируемой государством библиотеки взялись деньги на серьезный ремонт? Ответ прост: одной из главнейших статей расхода обычно является периодика. Руководство библиотеки решило максимально сократить затраты на журналы: они рвутся, портятся, быстро устаревают — материалы годичной давности фактически ничего не стоят и могут заинтересовать лишь коллекционеров. Поэтому администрация сделала логичный шаг — подписалась на интернет-каталоги самой разной тематики. Теперь покупка глянцевых изданий происходит перекрестным путем: сначала работники смотрят, есть ли такой товар в базе, и только если журнал не представлен в Интернете, заказывают печатную копию.

Экономия никак не отражается на качестве фонда: библиотека не испытывает нужды в книгах. Многочисленные шкафы под завязку забиты литературой самого разного толка, начиная от бульварных романов и заканчивая малоизвестными трудами французских философов. Даже если случится так, что нужного томика не окажется на складе, расстраиваться не стоит. Большинство библиотек практикуют систему, при которой необходимая вещь будет куплена в течение недели. Название тома, пользующегося популярностью, выносится в список товаров, которые при следующей поставке будут куплены первыми. Такой алгоритм обеспечивает практически стопроцентную вероятность того, что все желаемые сочинения будут в наличии.

Несмотря на доведенный до совершенства механизм закупок, книги и журналы — далеко не самое интересное в этой библиотеке. Чего стоит один только дискуссионный клуб! Изначально его не было: просто в какой-то момент к директору обратился студент философского факультета МГУ с соответствующей просьбой. Есть кабинет, где сидят художники, занимающиеся комиксами. Читатель может свободно подойти к иллюстратору и попросить показать, в чем секрет повальной популярности этих картинок.

В этом и заключается главный принцип работы этой библиотеки. Если посетитель выдвинул достойную идею, работники приложат максимум усилий для того, чтобы претворить ее в жизнь; именно так в зале появились мягкие пуфики. Благодаря такому подходу здесь царит атмосфера дружелюбности и взаимопомощи. Даже директор была удивлена, когда заметила, что в читальне никто никогда не повышал голос. «Это очень необычное явление — когда шумная, эпатажная молодежь, попадая к нам, вдруг начинает вести себя вежливо и галантно. Видя такие трансформации каждый день, я начинаю сильно сомневаться в том, что у нас на глазах растет пропащее поколение», — поражается Ирина Михнова.

Такой подход смотрится выигрышно на фоне классических библиотек, где все общение сводится к тому, что читатель берет искомую книгу, садится на стул и молча наслаждается слогом. Ретроградный тезис таков: книга — это символ нравственности и чистоты. Что бы ни происходило в мире, эталонный печатный труд всегда будет оставаться архетипом. Библиотека стоит на одной ступени с церковью: человек может на долгое время пропасть, но в конечном счете все равно вернется к сокровищнице, полной мудрости веков. Именно поэтому в большинстве читальных залов тишина и покой охраняются как зеница ока. Нельзя воспринимать это как что-то безусловно плохое. Обстановка полной внутренней концентрации помогает сосредоточиться на чтении.

«Если взглянуть на западный опыт, станет ясно, что такое восприятие библиотеки нигде не встречается — исключением станет Германия в силу сильных лингвистических традиций, — говорит директор Библиотеки для молодежи. — Американские библиотеки изначально подразумевались как место, где посетителю будет комфортно, где читатель сможет интересно и неглупо провести время — неважно, за книгой ли или в компании друзей. Европейская традиция, хоть и различаясь от страны к стране, представляет собой середину между двумя крайностями: с одной стороны, особый статус книги всем понятен, а с другой — это не мешает людям заходить в библиотеку просто для того, чтобы поработать или попить кофе».

Похоже, подобная позиция будет определять развитие столичных библиотек в ближайшем будущем.

— Да, безусловно, библиотеки в Москве останутся и через 20 лет, — уверена работник Библиотеки им. Чехова Ольга. — Вопрос в том, насколько им нужно будет измениться, чтобы соответствовать эпохе. Наиболее ортодоксальные, закостенелые места, конечно, исчезнут. Читальням с каждым годом необходимо все внимательнее следить за движениями в обществе, чтобы выжить. Скорее всего, идеальная библиотека будет лавировать между двух полюсов — «храм» и «клуб», впитывая в себя частички обеих сторон. Такое место — не пошлое, но в то же время не унижающее гостя — всегда будет любимо читателями.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру