— Сейчас автомобили едут по городу со средней скоростью 23,9 км/час, это чрезвычайно медленно, еще в прошлом году этот показатель составлял 26,6 км/час, — говорит ведущий специалист отдела компании «Эшелон Геолайф» Михаил Каштанов. — Критической считается скорость ниже 30 км/час, а скорость ниже 20 км/час означает транспортный коллапс. Кстати, на участках вылетных магистралей, где идет реконструкция (на Каширском, Варшавском, Дмитровском шоссе), скорость как раз и составляет 20 км/час. Так что локальный коллапс уже случился.
Винить, впрочем, в этом некого. Объезды сделаны качественно, строители старались не сокращать количество полос. Но в любом случае движение вместо прямолинейного начинает «вилять», скорость падает, количество аварий растет.
— Хочу подчеркнуть, что сама по себе реконструкция не столь критична для движения. Основная причина того, что город задыхается, — увеличение количества личных автомобилей у москвичей (рост в среднем на 10% каждый год) на фоне практически не меняющейся модели организации движения и протяженности дорог, — продолжает Михаил Каштанов. — Этот вывод мы сделали в том числе на основе наших измерений трафика.
Как проходят измерения? На автомобили устанавливается телематическое оборудование, которое передает информацию в единую базу компании (в Москве и области таких машин больше 40 тысяч). За год было обработано больше миллиарда сообщений, машины проехали в общем 35,8 млн. км. Если автомобиль выбивается из общего потока (медленно едет, часто останавливается), его данные отбрасываются.
Проблема даже не в том, как проехать по городу (метро всегда придет на помощь), а в том, как попасть в пределы МКАД. Об этом же свидетельствует и официальная статистика. «По результатам отчета Мосгортранса, очень сильно вырос объем перевозок на электричках и метро. И практически нет роста на наземном пассажирском транспорте, — утверждает Михаил Каштанов. — А власти предпринимают усилия по преобразованию именно системы наземного транспорта — взять ту же организацию выделенных полос. Увы — их появление вообще не отразилось на пассажиропотоке. Зато на проспекте Андропова (по направлению из центра в область) средняя скорость снизилась с 36 до 23 км/ч, на Волоколамском шоссе — с 35 до 29 км/ч, на Боровском — с 34 до 28 км/ч. Гораздо важнее сконцентрировать усилия за пределами столицы — например, строить транспортно-пересадочные узлы не внутри МКАД, а на подъездах к Москве».
Авторы исследования заявляют о резком изменении почасовой динамики движения автомобилей. Если утром час пик протекает с 7 до 10 часов утра, то вечером он растягивается до полуночи. С 17.00 начинается падение средних скоростей, достигая абсолютного минимума в 19 часов. До 20.00 скорости топчутся на месте, а затем начинается рост — правда, очень неспешный.
Крайне сложное движение на Рязанском и Волгоградском проспектах. Давно прекратило выполнять функции скоростной магистрали Третье кольцо. Самые жуткие пробки на последнем — в тех местах, где оно проходит не на эстакадах и в тоннелях, а как городская улица. Заторы создают преимущественно автомобили, паркующиеся на обочинах.
В ближайшие годы ситуация будет очень тяжелая — из-за реконструкции магистралей. Столичные власти и сами не скрывают: улучшение ситуации на дорогах произойдет лишь в конце реализации транспортной программы (2016 год). Правда, транспортники прогнозируют, что пропускная способность дорог вырастет на
Между тем экспертный центр Probok.net продолжает добиваться от чиновников решения «пробочной» проблемы в Москве. Основной темой встречи в Департаменте транспорта стал отчет «Мосгортранса» по предложениям экспертов, озвученных в программе «Парадоксы наземного общественного транспорта» (см. «МК» № 25914 от 11 апреля 2012 года). По признанию руководителя Probok.net Александра Шумского, переговоры оказались весьма продуктивными.
Власти решили навести порядок на выделенных полосах. До конца недели (то есть до 29 июля) чиновники обещали снять знаки и разметку со всех выделенных полос, которые не введены в эксплуатацию. «Это не значит, что город отказывается от выделенных полос, они будут появляться и в дальнейшем, — говорит Александр Шумский. — Просто необходимо дать водителям однозначное толкование: если полоса обозначена и разметка есть, она всегда действующая».
Одновременно будут дополнительно усилены меры контроля за ездой по выделенкам. «Нас заверили, что все камеры фото- и видеофиксации работают, парконы ездят, штрафы всем приходят уже новые, сейчас уже в разборе несколько десятков тысяч нарушений, — продолжает Александр Шумский. — Кстати, установленные по нашему предложению на участке Боровского шоссе „делиниаторы“ (разделители полос движения) уже показали свою эффективность: количество нарушений в этом месте опустилось до нескольких десятков в сутки».
Специалисты Экспертного центра предложили два варианта изменения работы выделенной полосы на проспекте Андропова: либо продлить ее до Таганки, либо, наоборот, укоротить до метро «Каширская», потому что только так она может быть максимально эффективной. «В нынешнем состоянии это не пример, а скорее антипример того, как надо организовывать выделенные полосы, — сетует руководитель Probok.net. — От Бирюлева до „Каширской“ она действительно востребована, но проспект Андропова актуален только в случае ее непрерывности до центра города».
Кроме того, Экспертный центр настоятельно попросил чиновников повысить безопасность пассажиров трамваев на совмещенных линиях. Для этого на заднем борту трамвайных вагонов имеет смысл ввести дополнительные красные огни, которые будут зажигаться (или моргать) во время посадки-высадки, а зоны остановок обозначить ломаными желтыми линиями — для большей заметности.
Еще одна актуальная новость: водителей троллейбусов с автономным ходом обяжут использовать его в случае необходимости (например, для объезда аварии). Во всяком случае, «Мосгортранс» обещал дать соответствующие указания и прописать их в инструкциях. Непонятно лишь, почему этого не сделали раньше...