Возмущение в первую очередь вызвал предполагаемый проект сноса реконструкции городской среды и частичного сноса исторических зданий. Споры также вызвали архитектурно-пространственные решения предлагаемых проектом объемов.
Безусловно, наиболее важным является расширение музейных пространств ГМИИ имени А.С.Пушкина, создание удобной и функциональной системы помещений как для музейных работников, так и для посетителей. И в то же время нужно постоянно переосмыслять градостроительное пространство, рассматривать его в развитии, таким образом пытаясь сбалансировать ту уникальную среду, создававшуюся столетиями возле Московского Кремля.
Реконструкция территорий, связанных с Кремлем, негативно отразилась на исторической застройке и привела к утрате сложившегося облика пространства вблизи Кремля.В последние два десятилетия новое строительство было продолжено, в непосредственной близости от Кремля появились такие объекты, как торговый комплекс «Охотный ряд», гостиница «Балчуг-Кемпински» и офисное здание поблизости, перечеркнувшие визуальную связь между Кремлем и Замоскворечьем.
В среде, близкой к Кремлю, с точки зрения городского развития проблемными зонами, помимо пространства возле Музея изобразительных искусств всегда являлись площадки напротив Дома Пашкова и место бывшей гостиницы «Россия».
В данном контексте было бы уместно рассмотреть возможность создания единой социокультурной зоны, включающей в себя и музейные кварталы, для всех трех пространств. Но подобный проект сегодня вряд ли окажется по силам кому-либо из современных архитекторов.
Архитектурные образы, которые создает Норман Фостер, являются композиционно сложными и визуально насыщенными, что само по себе требует особой городской среды, сверх современного пространства, которое сможет развить идею и образы уникальных творений архитектора. Использование же таких решений в сложившейся на протяжении многих десятилетий городской среде, включающей в себя объекты культурного наследия, вряд ли может быть уместным и, более того, может привести к разрушению данного пространства.
Насколько сможет Фостер отойти от своего обычного стиля, переработать проект в соответствии с архитектурно-градостроительными особенностями Москвы и принять во внимание доминирующее положение Кремля, сформировавшиеся ритмы городского пейзажа, до сих пор неясно, так как проект проходит финальные обсуждения и доработки.Важно помнить и то, что Волхонка обладает колоссальной исторической значимостью, будучи дорогой, которая вела от Кремля к Новодевичьему монастырю.Вместе с Пречистенкой сегодня они составляют уникальное пространство старой Москвы.
Формирование культурного сообщества в России, как и гражданского общества в целом, сейчас находится в состоянии поиска. Сегодня число экспертов, способных грамотно оценить подобные проекты, чрезвычайно мало. Привлечение этой категории общественности, возможно, даст тот нужный импульс, который в результате приведет к осмыслению исторического пространства, искусства и страны в целом. В их число могут войти специалисты в области охраны всемирного и национального культурного наследия, специалисты в области архитектурной реставрации, художники, последователи русской реалистической школы живописи.