Перед началом рабочего дня в вестибюле подмосковного Белого дома звучала живая музыка: Чайковский, Моцарт, Бетховен, Шостакович... Официально идея принадлежит областному министерству культуры, которое пригласило лучшие коллективы Подмосковья всю неделю играть для чиновников классику, чтобы зарядить их позитивом. Неофициально идею, возможно, подсказал премьер Андрей Шаров, который уже признавался в страсти к классике. Тем не менее до 9 часов музыка стихла, а к 11 на вертолете прибыл Сергей Шойгу. С раннего утра он облетел все подмосковные дороги, а теперь собирался провести на эту тему совещание. «Проблем много, — никого не удивил губернатор. — Вся дорожная сеть построена в основном в 60–70-х годах, количество новых дорог — минимальное. При этом в неудовлетворительном состоянии находится 71,8%. Более 12 000 СНТ находятся практически в транспортной блокаде. Там, где должны строиться дороги и где под них есть деньги, — местные власти выдали разрешение на строительство непонятных коммерческих зданий, типа складов. То есть проблему не могут решить на месте. Если надо подкрепить вас чем-то — хорошим, добрым словом, — я готов», — невесело доложил губернатор.
Основной проблемой губернатор назвал отсутствие детальной стратегии транспортного развития Московской области. Шойгу отдал распоряжение схему доработать, утвердить и сделать раскадровку по районам. «Разошлите карты строительства дорог по всем газетам, повесьте на биллбордах, чтобы все жители знали, что в ближайшие пять лет у них будет строиться то-то и то-то. Подготовьте большой хороший фильм для неоднократного показа по всем подмосковным телеканалам. В конце металлическим голосом Левитана должно быть сказано: „И не дай бог кто-то здесь будет что-то строить!“ Вы сразу же получите отклик от жителей, вам тут же сообщат: мол, правительство тут хорошую развязку хотело построить, а там сейчас строят что-то другое!» — сказал губернатор. Таким образом, Сергей Шойгу высказал населению больше доверия, чем чиновникам. И, как ранее отмечали политологи, это самый правильный шаг губернатора.
Одновременно показ «большого хорошего фильма» поможет решить и еще одну серьезную проблему, а именно тотальную «секретность» планов по дорожному строительству. Пока что, по словам Шойгу, те немногие дороги, которые, несмотря на все препоны, все-таки строятся в Подмосковье, неизбежно сопровождаются скандалами. «Давайте уже проводить публичные слушания нормально. Под камеру, если надо. Чтобы все высказались и больше к этому вопросу не возвращались», — призвал Шойгу. Пока, признали чиновники, строительство дорог серьезно тормозится экологическими и общественными группами. Для решения этой проблемы вице-губернатор Анатолий Насонов в том числе предложил ввести в Общественную палату Московской области представителей дорожной отрасли, которые в случае чего профессионально ответят на вопросы жителей. Конечным итогом всех этих мероприятий, по задумке губернатора, станет «превращение любой стройки в праздник, как это было в Советском Союзе».
Проблема острой нехватки финансирования транспортного строительства в Подмосковье, как выяснилось, сочетается с нехваткой самих дорожных проектов. «Росавтодор реализует программу строительства подъездов к сельским поселениям, и множество из них в Московской области отвечает условиям программы, но за два года ни одной заявки от Подмосковья в Федеральное дорожное агентство не поступало!» — рассказал начальник Главного управления дорожного хозяйства Московской области Константин Ляшкевич. По словам Шойгу, область уже запросила 170 млрд. на три года из федерального бюджета и получила неточный, но благоприятный ответ. «В 2013 году мы попросили 23 млрд., а затем — по 70 млрд. Спрашивается, почему же на следующий год мы просим только 23? Информирую вас, коллеги: проектов нет! Просить не на что!» Поэтому в 2013 году Подмосковье займется тотальной паспортизацией дорог и разработкой дорожных проектов. «А до того попрошу обеспечить максимальный контроль над областным дорожным фондом, который составляет больше 19 млрд., и над расходованием федеральных средств», — сказал губернатор. Для первого, в частности, прямо в здании правительства на бегущей строке предполагается в еженедельном режиме показывать, сколько средств поступило в дорожный фонд от акцизов, сколько израсходовано, сколько построено дорог и т.д. В дальнейшем губернатор поручил перевести такую отчетность в ежедневный режим.
Кроме того, Шойгу призвал оптимизировать строительство дорог за счет других средств. Будет снижена сама стоимость километра: с завышенной ценой уже обещал разобраться Константин Ляшкевич. В следующем году в Подмосковье начнет строиться крупнейший нефтеперерабатывающий завод, который даст примерно 1 млн битума в год — и это также отразится на стоимости строительства. «Кроме того, у нас сейчас лежит стопка заявлений с просьбой выделить землю под
В дальнейших планах Подмосковья — строительство транспортно-логистических комплексов, использование новых технологий в дорожном покрытии, внедрение транспортно-интеллектуальных систем. В идеале всю сеть дорог региона планируют превратить в одну такую систему: кусочками новые технологии не работают.
В конце совещания Сергей Шойгу неожиданно выдвинул инициативу Евгении Чириковой: «убирать наземные ЛЭП в кабель» под землю, а на их месте строить дороги. И затем, так же как-то не по-чиновничьи, позвал коллег участвовать в акции по уборке в день передачи федеральных лесов Подмосковью: «А 1 июля — все в лес! И я вас там буду ждать!»