Внешне присылаемые бумаги очень похожи на официальную квитанцию, которую ЕИРЦ каждый месяц рассылает всем москвичам. На листе присутствуют такие «весомые» слова, как «код», «период», «текущий ЕПД». Сумма платежа указана в квадратиках, нарисованы специальные треугольнички, есть даже штрихкод, а выражение «жилищно-коммунальные платежи» повторяется несколько раз.
Все бы хорошо, только это не настоящая платежка. Настораживает несколько вещей: во-первых, имя и адрес плательщика не указаны, житель должен сам их заполнить. Во-вторых, начисленная сумма какая-то маленькая. Ну кто сейчас платит за квартиру 1240 рублей 12 копеек, кроме каких-нибудь самых льготных пенсионеров? Получателем платежа значится некая компания. На местный ДЕЗ как-то не тянет.
На поверку оказалось, что мнимая квитанция об оплате на самом деле является рекламным объявлением. Организация предлагает свои услуги по «перерасчету жилищно-коммунальных платежей с целью возврата излишне уплаченных денежных средств управляющей компании (УК)». А намеренная схожесть с ЕПД на самом деле оказалась хитрым ходом.
По словам одного из руководителей фирмы-рассыльщика Дмитрия Колодина, обычные объявления горожане выбрасывают в мусор не читая. Соответственно, был опробован другой подход. Впрочем, организация готова вернуть деньги всем, кто заплатил ошибочно. Для этого необходимо позвонить по телефону (495) 649-88-04.
— Отличить настоящий единый платежный документ от фальшивого можно по нескольким признакам, — говорит пресс-секретарь «Центра координации ГУ ИС» Галина Метелица. — Нужно смотреть, что указано в квитанции, там полностью пишется имя, приводятся сведения о помещении (метраж) и количестве зарегистрированных людей. В настоящей платежке перечислено, за что платит горожанин: вода, газ, помещение и т.д. Мошенники и рекламщики такой информацией не обладают, и многие графы остаются пустыми. Что-то горожанину предлагается заполнить самостоятельно. Каждому плательщику присвоен свой индивидуальный код. Он не меняется. В конце концов, можно сравнить сомнительный ЕПД с предыдущими. Код должен остаться тем же.
По словам нашей собеседницы, в любой момент можно позвонить на «горячую линию» столичной инженерной службы: (495) 659-15-81. Там-то точно смогут разрешить все вопросы. Причем пользоваться надо именно этим телефоном. Были случаи, когда на мнимых платежках указывались ненастоящие справочные службы. Там всех позвонивших, естественно, убеждали, что опасения беспочвенны и квитанции настоящие.
Надо признать, игры с ЕПД — крайне богатая почва. Можно быстро заработать много денег на доверчивых горожанах, а при правильном подходе найти виновных будет практически невозможно. В данном случае применившая хитрую рекламную стратегию организация после поднявшегося шума скорее всего ее сменит. Но нет гарантий, что другие предприимчивые люди не воспользуются той же идеей еще через несколько лет.