- Юрий Петрович. Этот проект уже третий, который реализуется в АНО «Научный центр евразийской интеграции».
- Главное отличие ныне реализуемого социально значимого проекта от двух предыдущих, на мой взгляд, - актуальность и масштабность проблемы. Я его сейчас назову, и вы поймете, почему я выделил эти два слова. «Исследование роли высшего образования при адаптации трудовых мигрантов в условиях экономических кризисов, с учетом опыта стран Евразийского экономического союза и мирового кризиса». Если говорить про актуальность темы проекта, то достаточно просмотреть любое СМИ в любой стране мира, и вы обязательно, в той или иной форме, найдете информацию о миграционных проблемах. Эта тема также обсуждалась в ходе предвыборных дебатов на пост Президента США, причем у каждого из претендентов была своя собственная точка зрения на эту проблему. Что касается масштабности проекта, то и эта оценка не нуждается в каких-либо комментариях, она очевидна – экономический кризис в той или иной форме затронул на многие годы не только слаборазвитые государства, но и ведущие страны мира.
- Действительно, этот проект по актуальности и масштабности представляется весьма солидным научным исследованием, который, на наш взгляд, по силам выполнить солидному НИИ. Юрий Петрович, кто вместе с вами реализует этот проект?
- В рамках АНО «НЦЕИ» за эти годы сложился коллектив, представленный ведущими учеными и специалистами из МГУ им. М.В. Ломоносова, РУДН, РЭУ им. Г.В. Плеханова, МГЛУ, МАДИ, МИОО и целого ряда других учебных и научно-исследовательских учреждений Москвы. В результате проведенных исследований и «круглых столов» было подготовлено несколько сборников научных статей, более семидесяти источников российских СМИ разместили информацию о реализации наших проектов, дважды в «Красной Звезде» и «Комсомольской правде» были опубликованы обширные интервью о реализации наших проектов. Кроме этого, регулярно помещалась информация о нашей работе в Интернете на различных сайтах.
- Я согласен с вами, что значимость реализации проектов и их эффективность во многом зависит от регулярности появления практической информации о проекте в СМИ. Но тема последнего проекта далеко уходит от того, чтобы ее представлять только в СМИ. Юрий Петрович, вы долгие годы проработали в государственных органах исполнительной власти и прекрасно понимаете, что без принятия соответствующих законодательных и нормативных актов в рамках ЕАЭС, с учетом опыта Евразийского экономического союза и мирового опыта, решить эти проблемы в рамках ЕАЭС довольно трудно. В связи с этим возникают вопросы. Первый. Кроме СМИ, кому вы адресуете ваши аналитические материалы и выводы? И второй – какова их реакция на ваши разработки?
- Прежде чем ответить на эти вопросы, я хотел бы обратить внимание наших читателей на одну закономерность нашего времени – непрофессионализм и боязнь ответственности исполнительной и законодательной ветвей власти за своевременную и высокопрофессиональную реализацию научных проектов, основанных на исторических традициях нашего государства и мирового опыта, приемлемого для современной России. Позвольте мне не называть те министерства и ведомства, которым мы рассылали наши выводы и предложения, тем более что большинство из них находится в Москве, в пределах Садового кольца. И еще один момент. Россия более двадцати лет находится в реформаторском зуде, как по линии высшего образования, так и по вопросам миграционной политики. Об этом надо помнить. В 1991 году был развален Советский Союз. Призываю и умоляю нынешних и будущих руководителей Евразийского экономического союза помнить эти уроки истории и прекратить социально-экономические потрясения в наших братских странах, веками проживших в мире и согласии.
- Юрий Петрович, позвольте вас поблагодарить за интересное интервью и задать заключительный вопрос. В целях реализации ваших предложений что необходимо сделать в первую очередь, чтобы представленная в проекте данная проблема смогла снивелировать или по крайней мере уменьшить негативное влияние на создание в рамках ЕАЭС климата взаимопонимания и доверия в вопросах общей образовательной и миграционной политики?
– Прежде чем ответить на этот вопрос, я хотел бы обратить внимание читателей газеты на колоссальный опыт практической работы на этом направлении в СССР. Опираясь на этот опыт и современные тенденции, предлагаю вниманию специалистов и читателей несколько конкретных предложений по выходу из современной непростой ситуации, естественно, небесспорных предложений.
1. Принять решение, обеспечивающее оперативное создание новой концепции ЕАЭС по вопросам создания общего образовательного пространства в странах-участниках ЕАЭС, с учетом современных требований, наличия новых вызовов и угроз.
2. Предусмотреть в Концепции положения, предписывающие использование как советского так и положительного международного опыта, и в частности, необходимость создания в рамках ЕЭК стипендиальной комиссии (по примеру ведущих зарубежных государств).
3. В качестве вклада РФ в подготовку специалистов для нужд ЕАЭС выделять ежегодно до 300 государственных стипендий для приема на обучение в российские вузы по магистерским и аспирантским программам граждан ЕАЭС в рамках установленной Правительством Российской Федерации.
4. Разработать концепцию по привлечению большого бизнеса стран-участниц ЕАЭС к более активному созданию условию для привлечения в свои структуры дипломированных специалистов и созданию региональных хабов по подготовке «штучных специалистов» для нужд конкретных производителей и исполнителей.
5. Совершенствовать нормативно-правовую базу, регламентирующую базу признания дипломов, ученых степеней и званий, а также трудоустройства в ходе учебы и место жительства по ее завершении по полученной специальности.
6. В Российской Федерации, как главного объекта международной миграции с постсоветского пространства, надо проработать вопрос об определении единого федерального органа исполнительной власти, ответственного за выработку и реализацию политики в сфере адаптации и интеграции как внешних, так и внутренних мигрантов, со своим бюджетом, правами и ответственностью.
7. Предусмотреть в совместных программах стран ЕАЭС создание возможностей для детей-мигрантов и их родителей получения на безвозмездной основе доступного образования в стране пребывания.
С уважением, ко всем почитателям и читателям «МК».
PS. Первые небольшие заметки с моей фамилией появились в «МК» в конце 70-х годов, естественно, ХХ века.
Кожаев Юрий Петрович.
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.