Как пояснили «МК» в пресс-службе Мосгорсуда, отменившие решение судьи отметили, в частности, что Замоскворецкий суд преждевременно сделал ряд выводов, в том числе о том, что касается явки с повинной и активного сотрудничества Мирзаева со следствием. Также при принятии своего решения Замоскворецкий суд неправильно применил нормы закона, «руководствуясь скорее положениями, которые применяются при продлении меры пресечения, а не при избрании ее впервые».
Сам Мирзаев пока и так находится под стражей — по закону на внесение залога ему полагалось 72 часа. В данном случае это должно было произойти до 18.00 25 августа. Но во вторник СК РФ заявил, что примет меры к тому, чтобы оспорить решение Замоскворецкого суда. По словам официального представителя ведомства Владимира Маркина, Мирзаеву предъявлено обвинение по части 4 статьи 111 УК РФ — умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть, — и «эта статья предусматривает наказание за особо тяжкие преступления, максимальная санкция по ней — до 15 лет лишения свободы». Уже через пару часов из Замоскворецкого суда сообщили: «в суд поступил кассационный протест помощника прокурора Замоскворецкой прокуратуры».
Таким образом, решение суда уже не вступит в законную силу — и Мирзаев будет находиться под стражей.
Ну а если бы Мосгорсуд поддержал решение нижестоящего суда?
— Под залогом имеется в виду, что, внеся некую сумму или имущество, освобождаемый берет на себя обязательство являться по первому вызову следователя. А это подразумевает, что он может свободно передвигаться, уехать за границу. Но если следователь потребует от него, например, явиться на допрос к 10 утра такого-то числа, он, находись хоть на Луне, должен явиться вовремя, — пояснил «МК» адвокат Андрей Муратов.
Считается, что залог, не ограничивая свободы обвиняемого непосредственно, действует на его поведение путем психологического и материального стимулирования. Как определил один из известных правоведов, «цели применения данной меры достигаются путем воздействия на материальные интересы лица», если «залоговая сумма вносится им самим», а также «путем воздействия на его моральные стимулы, когда залог вносится третьим лицом» — обвиняемый, «не желая причинить затраты залогодателю, выполняет обязанности, возложенные на него».
Вот тут возникает вопрос: насколько сумма в 5 миллионов «серьезна» для конкретного случая? Так, многие эксперты сходятся во мнении, что применение залога к подозреваемым и обвиняемым в совершении тяжких и особо тяжких преступлений нецелесообразно.
Кстати, случаев освобождения под залог обвиняемых, проходящих по громким уголовным делам об убийствах, можно пересчитать по пальцам одной руки. Из последних — освобождение под залог Александра Ходыча, главы кущёвского РУБОПа, обвиняемого в покровительстве банде Цапка, на счету которой несколько убийств. Ходыч был освобожден под залог в 14 миллионов рублей. Но, отметим, он обвинялся не в убийствах.
Еще один случай имел место в Иркутске, где 24 апреля страж порядка застрелил местного жителя на автобусной остановке в ходе бытовой ссоры. Автомобиль, за рулем которого находился оперуполномоченный Центра государственной защиты свидетелей областного ГУВД, обрызгал водой из лужи двух братьев. Возникла ссора, переросшая в драку. Полицейский достал «травматику» и начал стрелять. Один из братьев погиб, другого госпитализировали. Несмотря на обращение потерпевшего к следователю с заявлением, что он опасается за свою жизнь, суд отказал следствию в ходатайстве об аресте обвиняемого и освободил его под залог в 1 млн рублей.
Значит ли все это, что Мирзаев теперь будет находиться под стражей до суда?
Адвокат спортсмена Игорь Дергачев считает, что после получения результатов медицинской экспертизы можно будет ставить вопрос о переквалификации действий его подзащитного. По его убеждению, если экспертиза покажет, что Агафонов скончался от удара головой о канализационный люк, действия Мирзаева можно будет квалифицировать по статье 109 — причинение смерти по неосторожности. А наказание по ней — всего два года лишения свободы.
— Нынешнюю квалификацию действий моего подзащитного я считаю преждевременной, — заявил адвокат еще до отмены решения, возможно, будучи опьяненным первой победой.
Однако перемены произошли так быстро, что другой адвокат Мирзаева, Алексей Грибенской, заявил: все происходящее похоже на вмешательство «неких третьих сил», которым выгодно поддержание этого конфликта на политическом уровне. Он считает, что столь скорое рассмотрение представления прокуратуры на решение суда первой инстанции было запланировано «для того, чтобы за Мирзаева не успели внести залог и он не успел бы выйти на свободу».
Между тем во вторник на официальном сайте Всероссийской федерации самбо появилось сообщение о том, что «спортсмен Р.Мирзаев дисквалифицирован и снят с подготовки к чемпионату мира по боевому самбо, который состоится в период с 10 по 14 ноября в Вильнюсе». Кстати, вопрос отношения ВФС к произошедшему затрагивался на заседании суда. Один из адвокатов Мирзаева пояснил: когда в федерации узнали, что Мирзаев поставил в известность представителя ВФС, что идет с повинной, там решили откреститься от спортсмена. По словам адвоката, представитель попросил написать заявление об увольнении задним числом. На заседании адвокат возмущался: «Получается, что, когда человек выигрывает на ринге и стоит под российским флагом, он — свой. А как только оступился, его сразу списывают».
Старший тренер сборной команды России по самбо Александр Конаков между тем пояснил во вторник, что Расул Мирзаев дисквалифицирован за поведение, недостойное члена сборной команды. Хорошо, что хотя бы у спортсменов хватило мужества признать это.
Лина Панченко
* * *
23 августа «МК» проверил слухи о криминальном прошлом погибшего от рук Расула Мирзаева Ивана Агафонова. Как выяснилось, подросток проходил по уголовному делу вместе со своими однокашниками из колледжа милиции № 1, что на улице Фабрициуса, по подозрению в двух нападениях на курьеров, торгующих техническими новинками. По версии следствия, компания будущих полицейских, к которой имел отношение и Иван, делала заказ с подставного телефона в интернет-магазинах на айфоны и назначала курьеру встречу в укромном месте. После прибытия продавца молодчики, угрожая оружием, отнимали дорогостоящую вещицу. Следствие достоверно раскрыло два случая на территории СЗАО — в одном случае дело было квалифицировано как разбой, во втором — как грабеж. Кстати, статус по этим делам Агафонова пока не раскрывается. Не исключено, что он мог быть лишь свидетелем. Впрочем, ГУВД не хочет предавать огласке щекотливое уголовное дело, главными «героями» которого стали неоперившиеся полицейские, несмотря на то что курсанты были отчислены задним числом из учебного заведения. Что же касается нападений на лотерейные клубы на территории СЗАО и причастности к ним Агафонова, то эта информация могла появиться в связи с тем, что в рамках расследования налетов на игорные дома на улице Героев Панфиловцев и на улице Маршала Малиновского действительно активно проверялись курсанты МВД, в том числе учащиеся колледжей милиции. Однако информация не нашла подтверждения.
Примечательно, что мама Вани категорически опровергает причастность сына к каким-либо преступлениям. Это подтверждают и его подруги.
— Он добрейшей души человек, очень отзывчивый, — вспоминает Настя Барышникова, — и ни в каком нападении участвовать не мог. Никогда не забуду, как уважительно он рассказывал о Дне Победы, о том, как он благодарен ветеранам: «Я 9 Мая всегда покупаю гвоздики и поздравляю их с Победой...»
— Четыре года проучилась с ним в колледже, — говорит Катя Причудина, — и ни разу не было, чтобы он с кем-то конфликтовал. Никого не задевал, не провоцировал, что уж говорить о каких-либо серьезных преступлениях... За все время общения не было никакого напряжения или негатива.
Иван Петров
Материалы по теме: