Воинская часть А3674 Минобороны Украины расположена в жилых кварталах Симферополя. Вокруг многоэтажки, магазины, склады. Подъехать к проходной невозможно: еще на дальних подступах путь преграждает цепочка бойцов самообороны Крыма. Они в камуфляже, на рукавах — шевроны с гербом республики. От комментариев отказываются, говорят, что вчера, когда здесь разыгрались события, они дежурили в другом месте. Недалеко от входа в часть можно заметить недостроенное здание, рядом застыл подъемный кран.
Зато с другой стороны подступы к воинской части никто не охраняет. Правда, и входа здесь нет: глухой забор с колючей проволокой. Метрах в пяти от забора расположены два новых 9-этажных жилых дома, которые вытянулись по периметру части под углом друг к другу, образуя букву Г. За невысоким бетонным забором с колючей проволокой можно разглядеть ряд серых бетонных зданий, ангар с машинами. Изредка выходящие из зданий офицеры отказываются вступать в разговоры. Именно здесь находится 13-й фотограмметрический центр Главного управления оперативного обеспечения Вооруженных сил Украины в Симферополе, в котором вчера разыгралась трагедия.
Версии этой трагедии, как обычно, диаметрально противоположны у двух конфликтующих сторон. По версии Минобороны Украины, имел место штурм воинской части людьми, «одетыми в российскую форму военнослужащих без знаков различия». Во время штурма «прямым попаданием в область сердца был убит прапорщик Какурин С.В., который находился на наблюдательной башне автопарка части. Кроме того, выстрелами в область шеи и руки был ранен капитан Федун В.А. Еще один украинский военнослужащий получил тяжелые травмы ног и головы от ударов дубинками, арматурой и другими предметами». В ведомстве также утверждают, что командир части полковник Андрей Андрюшин взят под стражу и его насильно заставляют перейти на сторону крымского народа.
Версия крымских силовиков: стрелял снайпер, причем по обеим сторонам. По предварительным данным крымского МВД, выстрелы были произведены из одного места в двух направлениях. Есть погибший и раненый со стороны бойцов самообороны.
Руководитель самообороны Крыма Михаил Шеремет рассказал в эксклюзивном интервью «МК»: «Произошла классическая провокация. Вчера местные жители позвонили и сообщили, что в недостроенном здании рядом с частью прячутся какие-то вооруженные люди. Отряд самообороны выехал на место для поверки. Обыскали одно здание — никого не нашли, второе, третье. Там вокруг части очень много недостроенных зданий: какое-то готово на 95%, другое — на 80% и т.д. Пока обыскивали, был открыт огонь. Стреляли из одной точки и по бойцам самообороны, и по военнослужащим на территории части. Эта провокация как под копирку была сделана с той провокации, что была в Киеве, когда одни и те же снайперы стреляли и по «Беркуту», и по митингующим. Погибли один военнослужащий и один боец самообороны, раненых тоже по одному с каждой стороны. Сразу оцепили всю территорию, но снайпер исчез, словно растворился в воздухе. Это была заранее спланированная и хорошо подготовленная провокация».
По словам Шеремета, сейчас проводятся следственные действия. «Вокруг очень много зданий, где можно было оборудовать точки для стрельбы. Однако уже нашли место, откуда предположительно велся огонь, — недостроенное здание по адресу: проспект Победы, 211. Там обнаружены гильзы, разбитое стекло. Тем не менее сейчас идет проверка всех окружающих зданий, крыш, чердаков».
Шеремет сообщил, что не уполномочен давать данные погибшего и раненого бойца самообороны.
Из частных разговоров же удалось выяснить, что первой пулей был ранен в ногу один из бойцов самообороны. Второй бросился ему на помощь, чтобы оттащить с линии огня. И получил смертельное ранение в печень...
Шеремет не подтвердил и информацию о поимке снайпера. Сведения о том, что стрелявший — 18-летний уроженец Львова, имеющий отношение к «Правому сектору», являются лишь слухами. И сообщения о том, что МВД подтвердило эту информацию, не соответствуют действительности.
Улица Кубанская, дом 11а. Говорят, что здесь, как и в соседнем доме №11, живут семьи военнослужащих части. Жильцы на звонки и стук в двери не откликаются. Наконец, одна из дверей распахивается. «Я мало что могу вам рассказать, — говорит женщина. — Вчера около половины пятого услышала выстрелы. Не автоматные очереди, а именно одиночные выстрелы. Испугалась, конечно. Сразу детей кинулась прятать. Нет, шума от какого-то штурма, подъезжающей бронетехники не слышала. И не видела ничего необычного. Было несколько одиночных выстрелов».
Из окна на лестничной клетке открывается прекрасный обзор территории части. Виден ангар с автомобилями, вышка (не на этой ли вышке дежурил погибший военнослужащий?). В это время в подъезд входят несколько милиционеров и несколько людей в штатском. Они спрашивают у жильцов, кто старший по дому, где ключ от чердака. «Проводим следственные действия, — объясняют они. — Опрашиваем свидетелей». Я думаю, что если бы версия украинской стороны о штурме воинской части была верна, обшаривать чердаки жилых домов не было бы никакой необходимости. А вот если ищут снайпера — то да, все делается правильно.
Больше ни с кем из жильцов поговорить не удалось. Они настроены крайне агрессивно по отношению к репортерам. Когда к дому подъехала съемочная группа финского телевидения, какой-то мужчина вышел на балкон и закричал: «Гоу хоум! Гоу хоум!»
По последним данным, убитый «самообороновец» — это 34-летний житель Котельниковского района Волгоградской области Руслан Казаков. Он приехал в Крым в качестве добровольца. По сообщению президента фонда «Православный Крым» Владимира Калугина, Казаков был безоружен, когда снайпер открыл огонь: в тот момент Руслан патрулировал участок на улице Кубанской вместе с другими бойцами. Известно, что убитый казак проживал в станице Пластовской и работал в Волгограде. Руслан Казаков принимал участие в боевых действиях в Чечне и имеет медали «За отвагу» и «За боевые заслуги». У него остались супруга и двое детей.