На “дело” с милиционерами Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка ГУВД по Московской области собираемся, сохраняя строжайшую секретность, чтобы не спугнуть крупную рыбу. По данным сотрудников ГУВД в области действует целая фабрика по производству левой “незамерзайки”. В последний момент нам говорят, что едем мы в Солнечногорский район. Совсем рядом со столицей, напротив новомодных бизнес-центров, под носом у Кремлевской школы верховой езды — ну, кажется, нелегальное производство в таком месте просто невозможно. Однако, заехав на территорию неприметной промзоны, понимаем — затеряться здесь легко.
В небольшом одноэтажном ангаре целый цех. Работали здесь приезжие из Узбекистана. Само производство выглядело следующим образом: в цеху находились три бочки — в одной вода, во второй — метиловый спирт. Вода с добавлением синьки для цвета и спирт смешивались в третьей бочке, откуда разливались в 5-литровые канистры, которые потом оклеивались этикетками и закупоривались с помощью специального приспособления. Осмотрев этикетку, милиционеры установили, что на ней было указан другой адрес цеха. Согласно наклейке, “незамерзайка” была изготовлена в Москве. Готовая продукция продавалась через торговые точки в Подмосковье.
Гастарбайтеры спокойно проживают по соседству с огромными бочками с ядовитой жидкостью. Здесь рабочие не только спят, но и готовят еду. И, естественно, как установили сотрудники милиции, работники разливали жидкость даже без средств защиты. Как признались гастарбайтеры, им платили по рублю за каждую наполненную канистру.
Ни один из рабочих не имел документа, подтверждающего законность нахождения на территории России. Граждане Узбекистана были доставлены в местное отделение милиции.
Рабочие не выходили за территорию предприятия месяцами. Фальсификат делали круглосуточно, а спали по очереди. Коек здесь хватало только на одну смену. У всех выходцев из азиатских республик организатор бизнеса забрал паспорта, якобы на оформление, а зарплату выплачивал черным налом.
Раз в день за готовой продукцией приезжал грузовик, ядовитую жидкость доставляли в ларьки и небольшие магазины на трассах.
По результатам проверки было изъято 13 000 5-литровых канистр с готовой продукцией. Стоимость изъятого — более миллиона рублей. Кроме того, изъяты 33 тонны метанола и комплектующие материалы.
Образцы изъятой продукции направлены на исследование. По его результатам будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 238 УК РФ — “производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности”.
Следующая точка — на Ярославке. Здесь цех просто в гараже. Для небольшого производства нужна площадь всего в 10—20 квадратных метров. Люди организовали производство прямо на собственном частном участке, точка по продаже тоже недалеко от дома. Охранник парковки крупного торгового центра с радостью согласился подработать, продавать дефицитный товар.
Чем опасна такая “незамерзайка”?
Она изготовлена на основе метилового спирта. 50 миллилитров метанола в чистом виде при употреблении вовнутрь приводит к инвалидности: потери зрения, слуха, нарушений со стороны нервной системы. Больше 50 — летальный исход. Отравиться метиловом спиртом можно просто вдыхая его пары, которые неминуемо попадают в салон автомобиля.
“Легальная” же омывалка делается из изопропилового, этилового спиртов, которые тоже, конечно, совсем не полезны, но и не так опасны.
Цеха по подпольному производству опасной жидкости открываются в области каждую зиму. Спрос рождает предложение. Организаторы имеют выходы на поставщиков метилового спирта, в основном это запасы оборонных предприятий, оставшиеся еще с советских времен. Спирт — самое дорогое составляющее, рублей пять стоит пятилитровая пластиковая бутыль, еще рубль этикетка, впрочем, многие дельцы обходятся даже и без такой мелочи, рубль за работу, себестоимость продукции примерно 15 рэ. В продажу же на точку меньше чем за сотню “незамерзайка” не поступает. Цех же в день разливает до 10 тысяч бутылей.
Московской области вовсю “помогают” соседи: Тульская, Владимирская, Калужская, Тверская области. Здесь и спирт достать проще, и заброшенных коровников, где размещаются “предприятия”, больше, и везти в Подмосковье недалеко.
Этот товар всегда будет пользоваться популярностью, признают милиционеры, ведь метиловый спирт значительно дешевле этилового, а покупательная способность наших граждан оставляет желать лучшего. Кроме того, он без запаха, а побрызгав настоящей “незамерзайкой” на стекло иногда боишься упасть в обморок от вони или быть задержанной сотрудниками ГИБДД за чрезмерное употребление спиртного.
— Это уже пятый цех, закрытый нами за последние месяцы, — рассказала Юлия Горнина, пресс-секретарь Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка ГУВД по Московской области. — Производства были в Дмитровском, Солнечногорском, Люберецком районах, в Балашихе. В помещениях в среднем по 150 метров, изъято от 5 до 10 тысяч бутылей.