Версии — от охоты до диверсии

"МК" изучил все возможные причины катастрофы губернаторского вертолета

В среду в Иркутске в здании правительства области начнется прощание с погибшими в авиакатастрофе. Губернатор Игорь Есиповский будет похоронен в четверг на Троекуровском кладбище в Москве. Во вторник судебно-медицинскими экспертами было проведено опознание тел. Как и предполагалось, ими оказались губернатор Иркутской области Игорь Есиповский, первый зампред правительства Михаил Штонда, охранник Александр Шостак и пилот Виктор Кунов. Процедуру опознания облегчило то, что у четырех жертв катастрофы были разные группы крови. А трагедия обрастает новыми скандальными подробностями.

Самой популярной считается “охотничья” версия катастрофы. “Эти люди летели без представителей пресс-службы, да к тому же вечером 9 мая. Все это слабо смахивает на рабочую поездку, — сказал “МК” представитель экологической организации “Байкальское движение” Дмитрий Таевский. — Их целью скорее всего была охота на медведей или изюбрей. Она разрешена до конца мая, но не с вертолета и при наличии лицензии, которой у них не было. В нашем регионе сложно охотиться с воздуха — тайга очень густая, но в мае и ноябре листьев нет. Тогда-то и случается нашествие горе-охотников”.  

Между тем “МК” стали известны детали, которые не укладываются в версию о незаконной охоте. По словам близкого знакомого семьи Есиповского, пятым пассажиром вертолета должна была быть супруга губернатора Ольга. Согласитесь, странноватая компания для охоты… Но в последний момент Ольга отказалась от полета, решив встретить сына, который на праздники полетел к родителям. Есиповский пообещал не задерживаться и вернуться сразу после облета.  

Но как же губернатор оказался в урочище, которое лежит в стороне от его запланированного маршрута? Может быть, идея поохотиться пришла в ходе облета? Вполне вероятно. О своей страсти к охоте и рыбалке Есиповский говорил не раз, и очень откровенно: “Я считаю, что если только человек вегетарианец, только тогда он может сказать, что охота — это жестоко”. И даже полпред Анатолий Квашнин нашел яркую характеристику образа губернатора: “Игорь Эдуардович охотник. А кто охотник, у того мясо и рыба. А кто не охотник, тот ни рыба ни мясо”… Однако губернатор Есиповский хоть и слыл заядлым охотником, но из разряда законопослушных. “Животных в наших лесах должно быть столько, чтобы на каждом километре трассы в тайге стоял знак “Осторожно, дикие звери”. Такие есть в других регионах, в нашем я не встречал. Данные о наличии диких зверей удручают: по основным видам в разы, а например, по кабарге — в десятки раз меньше установленной и выполнявшейся ранее нормы. Начнем с восстановления всей системы контроля и воспроизводства животного мира”, — заявлял Есиповский в одном из своих первых интервью. Лесник из Малышкинского урочья сообщил, что Есиповский часто наведывался в заказник с проверками и критиковал за бесконтрольный отстрел животных. А первый “охотничий скандал” Есиповского в Иркутской области был связан с тем, что новый губернатор своим указом в летне-осенний и осенне-зимний период 2008/2009 года запретил отстрел самок копытных животных. Охотники возмутились, однако губернатор остался непреклонен… В такой ситуации губернаторская охота с вертолета выглядела бы верхом цинизма.  

Кроме того, в Прибайкальском национальном парке заявили, что с этого вертолета невозможно было вести охоту. В парке нет ни одной посадочной площадки, а следовательно, невозможно забрать убитых животных.  

Одним из аргументов в пользу охоты называют якобы найденные на месте катастрофы три ружья. Однако официального подтверждения этому пока нет, да и сложно представить, что человек в тех местах летит куда-то без оружия.  

На одном из охотничьих форумов спецы говорят: “А карабины с собой? Мне интересно, есть хоть один такой “ревнитель природы”, который в это время, когда мишка из берлоги поднялся и голодный, как гаишник на боевом посту у дороги, без карабина рискнет по тем местам пройтись”.  

Кстати, охота на медведя в этих местах идет до 24 мая. А еще — на изюбря и дикую козу. Но с вертолета не постреляешь. Все нужно исходить ножками. Вот, в частности, для такой охоты и собирались построить международный туристический комплекс. Разговоры об организации спортивной пешей охоты по канадскому и американскому образцу велись давно. И способствовал этому новый губернатор.  

Но что же делал губернаторский вертолет в урочье? Может быть, Есиповский решил наведаться туда с ревизией? Вполне возможно — ведь 6 мая правительство области приняло решение о создании комиссии, которая займется развитием туристической инфраструктуры в районе Листвянки (18 км от места катастрофы).  

Маршрут, которым летел Есиповский, зарегистрирован не был. Но вел машину опытный пилот. На счету Виктора Кунова налет 3528 часов, из которых 757 — в качестве инструктора. Награжден орденом Красной Звезды. Погибший летчик родился в деревне Сельцо Петровское Коломенского района. Сейчас там осталась только его мама Лариса Степановна.  

— Хороший он был, — вздыхает сноха пилота Юлия. — Афганистан, Чернобыль прошел, вертолетчик 1-го класса. Виктор был душой компании, юморной такой, не пил, не курил — редкий по нашим временам человек. Так много идей всегда было, хотел что-то строить, чуть ли не из машины вертолет соорудить. Очень хороший человек… А в Иркутск он отправился устраиваться на работу. Теперь туда поехал его сын — забирать хоронить… Мама его на таблетках, у нее же сердце больное. Очень это страшно — похоронить сына…  

Но имел ли право Кунов поднимать машину в воздух? “Заявка на использование воздушного пространства не поступала”, — говорится в сообщении Минтранса. Значит, по словам нашего источника, этот полет можно назвать незаконным. Во-первых, потому, что он выполнялся неполным экипажем — вместо двух пилотов в кабине был только один. Во-вторых, вертолет взлетел не с аэродрома, а с отдельной площадки, и авиадиспетчерские службы, управляющие воздушным движением, о вылете даже не были поставлены в известность. А в этот день с Байкала дул шквальный ветер, низкая облачность и резкие изменения давления могли препятствовать нормальному пилотированию легкого вертолета.  

По некоторым данным, Есиповский увлекался авиацией и скорее всего находился на сиденье второго пилота. Вполне возможно, что он был либо обладателем пилотского свидетельства, либо собирался его получить, и этот полет был тренировочным.  

Вот как прокомментировал “МК” эту ситуацию глава одного из авиационных ведомств:  

— Часто люди, имеющие средства для покупки такого аппарата, наивно верят в сказки, которые им рассказывают представители авиационного бизнеса, — а он в последнее время у нас бурно развивается. Их уверяют: управлять вертолетом легко. Да, научиться держаться в воздухе действительно несложно. Но при малейшем отклонении от нормального полета люди, которым авиабизнесмены привили лишь первоначальные навыки, практически обречены.  

Однако, по словам того же эксперта, причиной трагедии могли стать не только “отклонения в технике пилотирования”, но и технические причины. По его информации, вертолет, на котором разбился иркутский губернатор, в разобранном виде трейлером был доставлен из Подмосковья в Иркутск и уже там собран. Причем произошло это за несколько дней до трагедии. И не исключено, что причина катастрофы связана с какими-то отклонениями во время сборки. Причем никаких самописцев на этом вертолете установлено не было. На машинах такого типа они могут устанавливаться, но в данном случае отсутствовали. Хотя, по словам нашего эксперта, самописец лишь помогает найти причину, но его информация не является определяющей. В отсутствие самописца расследователям просто придется потратить больше времени, чтобы найти причину катастрофы.  

Не исключена и версия теракта. Об этом заявила старший помощник руководителя Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте СКП РФ Нина Калюш. Очевидцы падения вертолета сообщали, что Bell взорвался в воздухе примерно на высоте 500 метров и сгорел, упав на землю.

* * *

Между тем во вторник стало известно, что вертолет Bell-407 (бортовой номер RA-01895), на котором разбился губернатор, принадлежит состоятельному бизнесмену из подмосковных Мытищ Сергею Шмакову. Ему 41 год, у него шестеро детей. Он является директором строительной фирмы “Сапсан”. Бизнесом он начал заниматься в 1989 году, продавая холодильники, а с 1991 года его компания первой стала возводить коттеджные поселки в Подмосковье, реализовала 15 загородных проектов. С 1992 по 1996 год Шмаков был заместителем чукотского губернатора. Не исключена версия, что Шмаков и Есиповский собирались договориться о строительстве нового комплекса на Байкале. Впрочем, недавно Шмаков заявил, что в тендерах больше участвовать не будет. “Решили раз и навсегда, что с чиновниками не будем иметь никакого дела. Больше ни в каких проектах, инициированных государством, не участвуем”.  

Шмаков увлекался автоспортом. В 1993 году он на собственные деньги организовал гоночную команду, с которой в 2003-м стал абсолютным чемпионом России по ралли-рейдам, в 2004-м и в 2006-м получил Кубок мира. Затем Шмаков провел первые частные соревнования — Кубок “Сапсана”, потом принял участие в гонках Париж—Дакар, где занял 11-е место. После этого он ушел из автоспорта. Есиповский также интересовался гонками. Еще с тех времен, когда был президентом “АвтоВАЗа”. Возможно, с Сергеем он познакомился именно благодаря общим увлечениям. 7 марта губернатор принимал участие в гонке “Байкальский лед”, однако на пьедестал почета так и не попал: на 35-м круге его машина неожиданно перевернулась и вылетела за ограждение. Сам губернатор тогда не пострадал.  

Возможно, Шмаков увлек иркутского губернатора и полетами на вертолете… Ведь бизнесмену принадлежат несколько геликоптеров: не так давно он приобрел машину AW119 Ke с салоном от Дома моды Versace.  

Предыдущая крупная авиакатастрофа с участием высших чиновников на Алтае вызвала к ним массу неприятных вопросов. Похоже, выкручиваться и замалчивать придется и теперь.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру