Предновогодние взрывы в Москве — новая, “недобрая” традиция. Год назад за три дня до главного праздника рвануло на Манежке, теперь — на рынке у метро “Пражская”. Госпитализированы 11 человек, в том числе один ребенок. Базары в столице в этом году взрывают очень часто, по всему городу. Другая “террористическая” волна идет по югу столицы: уже четыре мини-теракта за последние два месяца (два на железной дороге, один — в храме и вот теперь — на рынке). “МК” попытался выяснить, из-за кого москвичей постоянно трясет и где ждать следующего теракта.
…В субботу днем на рынке “Ярмарка на Пражской” всегда полно народу. У лотка частного предпринимателя Светланы Илюшиной, как правило, толпятся дамы — здесь продают женское белье. В 15.30 здесь стояли человек 10. Уже смеркалось, и одна из продавщиц сказала, что отойдет за угол — включить свет. В этот момент и прогремел взрыв.
— В воздух полетели свитера, куски фанеры. По торговому ряду как будто огненный шар прокатился, — рассказывает одна из пострадавших, Татьяна Махова. Она приехала в Москву из Нижнего Новгорода вместе с мужем — закупаться на Новый год. — Меня бросило на землю, лицо горит, волосы… Думала: ну все, сейчас умру.
Как выяснили эксперты, взорвалось самодельное безоболочковое взрывное устройство, без поражающих элементов. В его состав входили селитра и алюминиевый порошок. Сила взрыва составила 50 граммов в тротиловом эквиваленте.
Большинство покупательниц получили ожоги и травмы нижних конечностей. Некоторые даже не поняли, что произошло. Рассказывает пациентка Склифа Белла Караева.
— Я была настолько шокирована, что побежала куда глаза глядят. На ощупь нашла выход с рынка, дошла до травмопункта. А там удивились: как это вы, женщина, сами передвигаетесь? У вас же все лицо обожжено и ноги обгорели.
Среди пострадавших — 8-летняя Лиза Сибгатуллина. Девочку отправили в 9-ю детскую больницу с ожогами кистей рук и лица. Как пояснили “МК” врачи, малышка чувствует себя неплохо, состояние стабильное. Но сильно пострадали руки: на кистях ожог 3-й степени.
Белова Мария (1-я ГКБ), Чеботарева Ирина (36-я ГКБ), Смольякова Светлана (36-я ГКБ), Смольякова Александра (Склиф), Джантемирова Лилия (Склиф), Сибгатуллина Лилия (9-я детская), Караева Белла (Склиф), Махова Татьяна (36-я ГКБ), Назаркин Сергей (7-я ГКБ), Моржавина Любовь (Склиф), Новиженная Альмира (36-я ГКБ)
О подозреваемых пока известно немного. Двое мужчин славянской наружности подходили к лотку с бельем, говорили, что проводят рекламную акцию, и просили разрешения оставить ненадолго пакет с товаром. Его поставили на фанерный щит, где спустя несколько минут и прогремел взрыв. Пока случившееся квалифицировано как хулиганство. По такой же статье УК возбуждали дела и во время предыдущих взрывов.
8 сентября — взрыв на Петровско-Разумовском рынке. Одна пострадавшая. Устройство начинено поражающими элементами.
14 сентября — взрыв на Лианозовском рынке. Трое пострадавших. Устройство начинено поражающими элементами.
23 сентября — взрыв на Тушинском рынке. Пять пострадавших. Устройство начинено поражающими элементами. Задержан подозреваемый — член движения скинхедов.
6 октября — взрыв на заводской железнодорожной ветке в Бирюлеве. Пострадавших нет. Устройство без поражающих элементов.
4 ноября — взрыв на Павелецком направлении железной дороги в Бирюлеве. Пострадавших нет. Устройство без поражающих элементов.
30 ноября — взрыв в храме в Бирюлеве. Двое пострадавших. Устройство без поражающих элементов с начинкой из алюминиевой пудры и селитры.
5 декабря — взрыв в парке в Бирюлеве. Пострадавших нет. Устройство без поражающих элементов с начинкой из алюминиевой пудры и селитры. Задержаны четверо подозреваемых — местные наркоманы.
Из этого обилия мини-терактов можно извлечь как минимум три гипотезы.
Первая — скинхедская. Бритоголовые традиционно любят устраивать взрывы в местах скопления приезжих с Кавказа (вспомним жуткий теракт в Черкизове). И большинство инцидентов с натяжкой можно притянуть к важным для “чернорубашечников” событиям. Три рынка взорвали, когда как раз завершался процесс над черкизовскими террористами, железную дорогу (в одном случае) — в День народного единства, причем бомба сработала как раз на Южном направлении, где курсируют в том числе и кавказские поезда. Опять же алюминиевая пудра используется при изготовлении самой примитивной взрывчатки, рецепт которой прописан в Интернете, — тоже версия в пользу скинов.
Наконец, взрыв на “Пражской” может быть актом возмездия. 20 октября именно здесь во время сиюминутного конфликта азербайджанец зарезал русского парня-студента. И хотя преступника задержали, националисты взяли этот рынок на карандаш. А неделю назад здесь взорвали петарду, но обошлось без пострадавших. Возможно, то была репетиция.
Согласно коммерческой версии, череда взрывов на рынках не связана с аналогичными инцидентами на железной дороге и в храме. Просто в условиях кризиса обострилась борьба за прибыль. Кстати, вокруг Лианозовского и Тушинского рынков действительно бушевала коммерческая война, о чем мы вкратце уже рассказывали.
Не исключается также и хулиганская версия, столь любимая правоохранительными органами. Сейчас появилась новая мода — устраивать шумные акции ради внешнего эффекта и даже ради удачной видеосъемки. Возможно, террористы в момент взрыва стояли за углом и, когда сработала бомба, сразу же нажали на кнопку “пуск” своей видеокамеры.
Наконец, четвертая, провокационная гипотеза — устроители взрывов прячутся либо далеко на юге (пресловутый кавказский след), либо глубоко в центре (провокаторы среди работников спецслужб). Но в этом случае теракты едва ли будут когда-нибудь раскрыты.