- Три последних аварии, расследованием которых занималось ваше ведомство, заставили сделать какие-то выводы?
- Проводится расследование. Согласно нашим данным, 70% всех автобусных перевозок осуществляются не на регулярной основе, а по заказу. Для этого не обязательно иметь лицензию, поэтому они фактически остаются бесконтрольными. Плюс нерегулярные автобусы часто перевозят пассажиров без оформления билетов. Кроме того, только в Центральном регионе мы выявили порядка 112 несанкционированных пунктов высадки и посадки пассажиров. Как правило, там нет ни перрона, ни кассы, ни помещения для отдыха водителей.
- Поэтому водители и засыпают за рулем?
- Да. В частности комиссия Ространснадзора по выявлению причин и условий, способствовавших совершению ДТП под Москвой на трассе М-4 «Дон» установила, что автобус осуществлял заказные перевозки пассажиров в межрегиональном сообщении Тамбов – Москва. Место посадки-высадки пассажиров – это площадь, прилегающая к ж/д вокзалу. Комиссия также установила, что межрегиональные регулярные перевозки автобусами от указанного несанкционированного пункта посадки-высадки пассажиров осуществляются систематически, под видом заказных перевозок. Указанный посадочный пункт не оборудован местами прохождения предрейсовых медицинских осмотров и отдыха водителей.
- А как же тахографы? Где специальные будильники, которые должны следить, чтобы шофер не заснул?
- Таких технических средств пока нет. Необходимо принять соответствующий нормативный акт, определяющий требования к таким приборам и обязывающий их устанавливать. Но в ближайшем будущем они действительно появятся — и мы на них очень надеемся. Что касается тахографов, они сейчас есть в каждом автобусе и предназначены как раз для того, чтобы контролировать режим труда и отдыха шоферов. Данные с этих приборов снимаются ежедневно, но самими перевозчиками. И те должны контролировать – не нарушил ли водитель установленные параметры. Но они этого не делают, стремясь увеличить выручку. А мы по закону имеем право планово проверить перевозчика один раз в… три года. Между тем водитель может в течение недели трижды нарушить режим. Более того, перевозчики не всегда имеют второго водителя, оказывая услугу по перевозке на средние и дальние расстояния.
- И как тут быть?
- Мы планируем подготовить предложения по внесению изменений в законодательство, которые позволят проводить контрольные мероприятия чаще. Необходимо работать профилактическими методами, а не «бить по хвостам».
И еще призываем пассажиров – если вдруг заметили, что водитель сонный, усталый, с ним что-то не в порядке, транспортное средство вызывает сомнение в его технической исправности, тут же обращайтесь в территориальное отделение Ространснадзора.
- Дополнительными ремнями безопасности оснащены все автобусы?
- Да, ремни безопасности в значительной степени способствуют снижению тяжести ДТП. Согласно законодательству ремнями должны быть оснащены все пассажирские автобусы, но тут возникла другая проблема. Конструкция некоторых транспортных средств не позволяет установить ремни безопасности с соблюдением всех необходимых норм. И в них ремни сделали кустарным способом. В итоге после аварии люди просто не могут выбраться из-за таких ремней из автобуса, или, что ещё хуже, могут быть травмы при ДТП. Еще одна беда – оборудование лежачих мест.
- И часто такое бывает?
- Очень. По нашим данным, огромное количество автобусов, особенно из южных регионов страны, имеют сразу по нескольку лежачих мест. Это запрещено правилами и опасно. Но все эти автобусы, как выясняется, прошли техосмотр… Подход к ТО автобусов необходимо менять. Будет новая форма проведения ТО — организация, которая его делает, должна будет выиграть тендер и отвечать за качество техосмотра будет своей аккредитацией перед страховыми компаниями.
- К каким автобусам — отечественным или импортным — больше претензий?
- И к тем, и к другим. Дело в том, что парк в принципе сильно устарел. 70% автобусов старше 10 лет. Подготовлены два законопроекта, которые ужесточат контроль за автобусными перевозчиками и будут четко регулировать сам процесс. Штрафы за различные нарушения будут доходить до 200 тысяч рублей для юридических лиц. Также необходимо расширить перечень грубых нарушений, за которые могут лишить перевозчика лицензии. Сейчас это можно сделать лишь в двух случаях: если автобус попал в ДТП, где погибло более 5 человек, или если он вышел на линию с заведомыми техническими неисправностями, которые привели к аварии. Мы предлагаем включить в перечень грубых нарушений неоднократное нарушение водителем автобуса ПДД, режима труда и отдыха, не прохождение предрейсовых медицинского и технического осмотров. Сейчас на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам», согласно которому страховая сумма за причинение вреда жизни пассажира составит на каждого потерпевшего не менее 2 миллионов рублей; за причинение вреда здоровью - не менее 2 миллионов рублей; за причинение вреда имуществу - в размере не менее 23 тысяч рублей.
- Гастарбайтеров среди водителей пассажирских автобусов много?
- Большинство. Россияне не хотят идти на эту работу из-за того, что она низко оплачивается. А выходцы из зарубежья на поверку оказываются очень плохо подготовлены. А те курсы, стажировка, которые они проходят в РФ, зачастую лишь профанация. За ними также необходимо ужесточить контроль.