«Плавает кусочками»: гидрофизик Станичный рассказал об экологической катастрофе на юге России

«Собрано около 90% из того, что вытекло»

Президент России Владимир Путин поручил создать штаб по ликвидации последствий разлива мазута в Черном море. Штаб, по мнению главы государства, должны возглавить руководители и ответственные работники министерств и ведомств, которых нужно делегировать прямо на место катастрофы. Об экологической ситуации в прибрежной части Анапы и в Крыму рассказал «МК» гидрофизик, кандидат физико-математических наук Сергей Cтаничный.

«Собрано около 90% из того, что вытекло»
Фото: МЧС РФ

Напомним, 15 декабря в районе Керченского пролива из-за сильного шторма потерпели крушение танкеры «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239», которые перевозили 9,2 тысячи тонн мазута. Значительная часть нефтепродуктов вылилась в море и достигла побережья Краснодарского края. В начале января пятна мазута стали находить также в Крыму.

— На Крымский полуостров мазут попал благодаря основному черноморскому течению, которое идет против часовой стрелки, — говорит гидрофизик Сергей Станичный. (В основе движения вод лежит Кориолисова сила — ускорение, придаваемое воде вращением Земли. — Авт.) — Свою роль тут сыграли еще и так называемые межмасштабные процессы, в том числе направление и сила ветра. В это время течение как раз было направлено от мыса Херсонес на север. И ветер дул в этом же направлении. Поэтому часть мазута попала в Каламитский залив и устремилась к Каче (поселок городского типа в Нахимовском районе Севастополя), к Любимовке (микрорайон на севере Севастополя). Загрязненные мазутом участки пляжа были обнаружены и в Евпатории.

Как говорит эксперт, по данным Морспасслужбы, новых утечек из поврежденных танкеров нет. В зоне ЧП ситуацию отслеживают 25 судов.  

— На каждом танкере — «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239» — были разбиты по два танка (танк — отдельный грузовой отсек, цистерна, в трюме. — Авт.). Все, что было в этих четырех танках, вытекло. Если только еще из-под лючков что-то может сочиться. Небольшие утечки еще могут идти.

Но, как еще раз подчеркивает гидрофизик, танкеры перевозили топочный мазут марки М100. Его плотность мало отличается от плотности воды. (Мазут марки М-100 имеет плотность около 1015 кг/м³, плотность морской воды в зависимости от солености и температуры варьируется от 1025 до 1030 кг/м³). В отличие от других нефтепродуктов, этот мазут может не всплывать на поверхность, а уходить на дно или плавать в толще воды.

— Какая-то часть мазута будет оседать на дне. И, как только будет теплеть, температура воды будет повышаться, мазут во время штормов будет волнами выбрасываться на берег. Есть надежда, что большая часть, ввиду зимних штормов, окажется сейчас на берегу. Чем мазут тверже, тем легче его убирать.

Как говорит эксперт, Крыму досталось раз в десять меньше по объему мазута, чем Темрюкскому району, прибрежной части Анапы в Краснодарском крае.

— Там уже собрано около 90% из того, что вытекло. Мазут еще может выноситься на берег. Какие-то легкие его фракции будут подниматься на поверхность. Это, как мы говорили, слабо разрушающийся мазут. Он плавает кусочками. Но его будет все меньше и меньше.

Президент Владимир Путин поручил разработать план по подъему из воды затонувших танкеров.  

— Это логично. На танкерах «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239» по шесть танков, в которых перевозилось топливо. В результате крушения их корпуса разломились на две части. На каждом танкере два танка были разрушены, а четыре еще лежат, наполненные нефтепродуктами. Не дай Бог, что-то произойдет там с горизонтально-поворотными крышками и пойдут новые, еще более масштабные выбросы.  

Операция по подъему частей разрушенных танкеров непростая.

— Это возможно в будущем. А сейчас будут предприниматься попытки по перекачке мазута из кормовой части танкера «Волгонефть 239», которая находится на мели в районе Тамани. В Краснодарский край уже доставили соответствующую установку. Но, опять же, сейчас зима, холодно, мазут густой. Откачать его будет непросто.   

В свою очередь, руководитель Морской спасательной службы Виктор Чернов в телеинтервью сообщил, что оставшуюся на мели кормовую часть «Волгонефть 239» в ближайшее время, как только позволит погода, осмотрят члены экипажа, спасатели и представители правоохранительных органов. Нужно убедиться, что судовые системы работают корректно. Следом на танкер завезут около 20 тонн дизельного топлива, пресную воду. Запустят судовые механизмы. Поверят, как работает штатная, судовая система пароподогрева. Чтобы перекачать мазут на другое судно, нужно его разогреть до 45 градусов. На это может уйти около 5 дней.

Следом предстоит более сложный этап. Нужно будет откачать нефтепродукты с затонувших частей танкеров. Нагреть мазут на глубине 20 метров, чтобы он получил текучесть, при температуре воды +4 градуса будет очень сложно. Инженеры сейчас думают, как это сделать. Понятно, что ход и сроки запланированных работ во многом будут зависеть от погодных условий.

Пострадавшее от разлива мазута черноморское побережье показали с высоты: видео

Смотрите видео по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру