В Сети появилось видео, на котором можно увидеть небольшие сквозные отверстия на обшивке самолета Embraer E190, потерпевшего крушение в Казахстане. Размеры этих повреждений напоминают отверстия, сопоставимые по величине с грецким орехом. Эксперты отмечают, что такие повреждения могут быть следами воздействия боевых снарядов. Согласно предварительным данным Росавиации, происшествие произошло после столкновения самолета с птицами.
Тем не менее нельзя игнорировать тот факт, что рейс Баку — Грозный изменил маршрут на фоне атак украинских беспилотников по объектам в Чечне. В результате авиакатастрофы погибли 38 человек, еще 29 находятся в госпитале. Одна из версий происшествия предполагает, что самолет мог быть поврежден оружием или дроном.
Военный эксперт, подполковник ЛНР в отставке Андрей Марочко в интервью aif.ru рассказал, что это могут быть новые типы боеприпасов, выполненные в виде беспилотных летательных аппаратов с начинкой, включающей кассетные или шрапнельные боеголовки. Он пояснил, что такие дроны способны инициировать взрыв с помощью спутниковой связи на определенном расстоянии от цели, поражая ее.
Военный эксперт Василий Дандыкин отметил, что военные снаряды обычно поражают летательные аппараты в области двигателей, однако на хвостовой части самолета Embraer E190 были обнаружены сквозные повреждения. Он указал, что если бы самолет был поражен, например, мощным комплексом ПВО, то удар пришелся бы на двигатель, а повреждения, видимые на хвосте, требуют дополнительного расследования. Эксперт подчеркнул, что существует возможность внутреннего взрыва, но даже среди выживших свидетелей, что случается крайне редко при авиакатастрофах, нет однозначных показаний о произошедшем. Для выяснения всех обстоятельств происшествия будет работать следственная группа, в которую войдут специалисты из Казахстана, Азербайджана и России. Дандыкин выразил уверенность, что совместно они смогут найти ответы. Он также добавил, что важно, кто именно будет проводить расследование, вспоминая случай с крушением Boeing, сбитого в 2014 году в начале карательной операции на Донбассе, когда предоставленные Россией доказательства не были учтены.
Эксперт также высказал мнение, что маловероятно, что самолет был поражен целенаправленным ударом дрона, учитывая разницу в скорости между самолетом и беспилотником. Он пояснил, что даже если самолет снижался для посадки, его скорость была значительно выше. Однако Дандыкин отметил, что украинские дроны действительно совершенствуются благодаря поставкам западного оборудования, в том числе из Германии. Увеличение дальности действия дронов и появление реактивных моделей создает новые вызовы, что, по мнению эксперта, стоит учитывать при анализе подобных инцидентов.
Эксперты подчеркивают, что катастрофа произошла на фоне новой атаки украинских сил на Грозный. Если бы не удары дронов по Чечне, можно было бы избежать трагической гибели 38 человек.
Судя по данным карт, расстояние между Грозным и Запорожьем составляет около 960 километров. Военный эксперт Василий Дандыкин указывает, что современные украинские беспилотники способны преодолевать такие расстояния благодаря западным технологиям.
По словам Дандыкина, сегодня дроны начинают использовать искусственный интеллект, который помогает им прокладывать маршрут, избегая препятствий и объектов ПВО. Эти устройства могут снижать высоту в нужных местах и точно следовать к своей цели. Эксперт также упомянул слухи о разработке миниатюрных дронов размером с насекомых, которые могут нести до двух граммов взрывчатки и точно поражать цель. По его словам, человечество, к сожалению, добилось наибольших успехов в создании оружия для уничтожения, тогда как развитие мирных технологий, например автомобилей, оказалось сложнее. Дандыкин также отметил, что на территории России могут действовать проукраинские группы, что подтверждается частыми попытками терактов и поджогов банкоматов.