По словам пассажиров, при посадке в турецком аэропорту они ощутили резкий удар, увидели, как из самолета льется топливо, после чего вспыхнул пожар.
Всего на борту находилось 95 человек: 89 пассажиров и шесть членов экипажа. Никто из них не пострадал. Пассажиров, среди которых было девять детей, удалось оперативно эвакуировать по надувным трапам.
В компании «Азимут», в свою очередь, сообщили, что жесткая посадка произошла из-за сдвига ветра.
— Сдвиг ветра — довольно частое явление, встречающееся в летной практике, — говорит Олег Смирнов. — Но для того и сидит командир за штурвалом, чтобы учитывать все сдвиги ветра, преодолевать болтанку, действовать в условиях плохой видимости. К каждой этой ситуации командира корабля готовят, обучают. Он должен быть натренирован так, чтобы воспринимать все это как данность, как рутину.
Как говорит эксперт, комиссия Росавиации уже приступила к работе. Поскольку самолет не сгорел, «черные ящики» — самописцы — сохранились, они будут расшифрованы. И перед специалистами предстанет полная картина произошедшего.
Сейчас, как говорит заслуженный пилот, можно опираться только на появившиеся фотографии воздушного судна. Что наталкивает на возможные варианты произошедшего.
— Представитель турецкого аэропорта заявил, что у самолета загорелся двигатель.
— Чисто визуально не похоже, что у него загорелся двигатель. На снимках был виден горящий самолет, и двигатель у него еще не был выключен, он был работающий. Потому что пламя шло не клубами вверх, а плавно по струе работающего двигателя отбрасывалось назад. Только при работающем двигателе пламя может выглядеть таким образом. Может быть, тут дело не в двигателе, а в креплениях стоек шасси, которые находятся сразу за двигателем. И в повреждении топливных коммуникаций и возгорании, ввиду того что шасси располагаются рядом с двигателем?
Заслуженный пилот вспоминает авиакатастрофу с «Sukhoi Superjet 100» с бортовым номером RA-89098, которая произошла 5 мая 2019 года в Шереметьево. Самолет тогда дважды ударился о взлетно-посадочную полосу, в результате чего стойки шасси пробили топливные баки, вспыхнул керосин. В результате пожара погибли 40 пассажиров и бортпроводник.
— Все мы помним это печальное событие. Командира воздушного судна суд приговорил тогда к 6 годам колонии-поселения. Я с этим был не согласен, считал, что КВС не виновен. Потому что грозовой разряд вывел из строя электронную систему самолета, и он стал неуправляемым. Поэтому и произошла грубая посадка лайнера со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Как говорит Олег Смирнов, он по сей день не располагает данными, было ли что-то изменено в конструкции самолета или нет.
— Потому что в мировом самолетостроении существует абсолютно жесткое, твердое правило: стойки шасси при грубой посадке не должны протыкать топливный бак, откуда «морем» польется керосин, являющийся очень горючей смесью. Люди в мае 2019-го погибли не от грубой посадки, а от пламени, от угара, от отравления продуктами горения. Произошли ли после этого какие-то изменения в конструкции самолета? Если это не было сделано, то это «мина замедленного действия». Рано или поздно при грубой посадке произойдет то же самое, что случилось в мае 2019-го в Шереметьево. И вполне возможно, что произошло сейчас в Анталии.
Олег Смирнов напоминает, что он в авиации уже полвека. И говорит, что грубые посадки в авиации были, есть и будут.
— Поэтому и было введено это строгое правило. Да, грубо сел, сломал шасси, но это не должно повлечь за собой возгорание авиационного топлива.
В случае с авиапроисшествием в Анталии вечером 24 ноября, заслуженный пилот отдает должное двум моментам.
— Это грамотные действия членов экипажа, которые не растерялись, сразу же выпустили аварийные трапы, по которым началась эвакуация пассажиров. И второй момент, это идеальная работа пожарных служб аэропорта Анталии. Они сработали на «отлично», очень быстро, оперативно потушили разгоревшийся пожар. И все пассажиры остались живы-здоровы. А это самое главное.
Олег Смирнов считает, что расследование не будет долгим, потому что многое очевидно.
— А если будет установлено, что загорелся двигатель, то комиссия обязательно проверит, как поддерживалась техническая, летная годность самолета. Как проводились ремонты, как выполнялись технические формы, в том числе, и регламент двигателей. Потому что регламент у стоящих там сейчас двигателей очень маленький по налету. «Горячая» часть двигателей — турбины и так далее — там французская. Французы из-за санкций отказали нам в обслуживании и поставке запчастей. Если был превышен регламент или не выполнена какая-то техническая форма — это уже преступление.
— По некоторым данным, за штурвалом был командир-стажер. Должен ли с ним рядом в полете находиться инструктор?
— Если это верная информация, то рядом с командиром-стажером должен быть инструктор. И, по сути, вся ответственность ложится на него. Если у командира было еще мало опыта, инструктор обязан был в данной ситуации вмешаться, взять управление на себя и посадить корабль.
Следственный комитет по факту произошедшего проводит проверку. А пассажиры готовят к авиакомпании «Азимут» коллективный иск.
Читайте по теме: Грабли «Суперджета»: летчик назвал причины «невезения» загоревшегося в Анталии самолета