«Явно вина экипажа»: заслуженный пилот России рассказал о причине крушения Ми-8 на Камчатке

«Нельзя ради процветания бизнеса рисковать людьми»

На Камчатке найдены обломки пропавшего 31 августа вертолета Ми-8Т. Фрагменты воздушного судна обнаружены в горном массиве Вачкажеч на высоте 900 метров, недалеко от того места, с которого экипаж в последний раз выходил на связь. На борту Ми-8Т было 22 человека (3 члена экипажа и 19 туристов). “МК” поговорил с экспертами о причинах трагедии.  

«Нельзя ради процветания бизнеса рисковать людьми»

Вертолет Ми-8Т авиакомпании «Витязь-Аэро» с туристами на борту совершал перелет с площадки в районе вулкана Вачкажец на площадку в поселке Николаевка. В назначенное время экипаж на связь не вышел. В поисково-спасательной операции участвовало более 60 человек, было задействовано 15 единиц техники. 1 сентября, как только погода прояснилась, пропавший вертолет был обнаружил с воздуха бортом авиаперевозчика «Витязь-Аэро».

К месту крушения был направлен вертолет Ми-8 МЧС с необходимым оборудованием для проведения аварийно-спасательных работ. На месте было обнаружено 17 тел погибших. С наступлением темноты, спасатели разбили лагерь для ночевки. Поиски приостановлены до утра 2 сентября.   

О причинах случившегося мы поговорили с вертолетчиком, заслуженным пилотом России Вадимом БАЗЫКИНЫМ.

— Туризм, полеты в Долину гейзеров — это второй по прибыльности после рыболовства бизнес на Камчатке, — говорит Вадим Базыкин. — Поэтому, когда люди приезжают с материка, им предлагают туры на вертолетах. Имея на руках прогноз о том, что завтра испортится погода, организаторы решают, что туристов надо любыми способами отправить на день раньше. 

Как говорит эксперт, Камчатку можно показать по-разному. 

— Можно было пролететь над этим вулканом выше облаков, «заглянуть» в кратер. Можно было в каком-то безопасном месте пробить вверх облака, выйти где-то на равнинку, снизиться там, где есть прямая видимость земли. А там были как раз такие условия.

По мнению заслуженного пилота России, надо менять сам подход к полетам.

— Не надо стремиться обязательно в пяти метрах от земли показать туристам эти красоты. Я сам работал на Камчатке, у меня на борту были сильные мира сего. Я возил и первых лиц государства. Но я знал, как показывать Камчатку. Там интересен и каждый вулкан в отдельности, и панорама в целом. Если вам погода не позволяет показать каждый вулкан, покажите его панораму.

Вадим Базыкин считает, что нельзя ради процветания бизнеса рисковать людьми.

— Светлая память, конечно, всем погибшим. Но я просто не представляю, каково сейчас семьям членов экипажа. По сути, летчики убили пассажиров. Тут явно вина экипажа. Не надо было так близко подходить к горам, тем более в туман. Они ведь взяли на себя ответственность за 19 человеческих душ…  

По мнению эксперта, сейчас на два, три года что-то заблокируют, введут какие-то запреты. А потом все вернется на круги своя, все-равно будут летать и рисковать.

В свою очередь, о горном массиве Вачкажеч, нам рассказал известный камчатский альпинист, «Снежный барс» Александр Биченко, который много лет проработал госинспектором в природном парке «Вулканы Камчатки» и воспитал не одно поколение гидов.  

— Раньше вулкан Вачкажец вообще не пользовался у туристов популярностью, — говорит Александр Биченко. — Это был наш «домашний» вулкан, мы ездили туда отдыхать, там — чисто альпинистские маршруты.

Но потом, как говорит наш собеседник, закрыли популярный у туристов маршрут на Мутновский вулкан, где ежедневно регистрировались сотни сейсмических событий. А это было чревато камнепадами, обвалами, оползнями. Находиться там было опасно.

— Начался туристический «голод». Надо было придумать что-то новое. И раскрутили маршруты на вулкан Вачкажец. Там буквально началось паломничество. Были организованы, в том числе, и облеты вулкана на вертолете. Район посещаемости там небольшой, весь массив где-то 10 на 10 километров. Там три вершины: гора Летняя Поперечная (1417 метров), Вачкажицы (1502) и Вачкажец (1556). Среди этих трех вершин вертолеты и кружили. Там сопки все скалистые, сплошь — гребни. Туристы там не ходят, они совершают пешие маршруты внизу, у подножия вулкана, смотрят озеро, идут к водопадам.

Александр Биченко считает, что сверху там смотреть-то особо было нечего.  

— Места там, конечно, красивые. Но это, на мой взгляд, такой материковый пейзаж, который можно сравнить с Уралом или Приморьем. Раньше там не было вертолетной площадки, воздушные суда в том горном массиве на высоте не садились. Очень горько, что погибли люди. 

— Сколько стоят подобные туры?

— Конкретно эта экскурсия стоила 20 тысяч рублей на человека. Это довольно недорого, чтобы полетать и посмотреть сверху на Камчатку. Тем более, что перелет был непродолжительным по времени. А людям всегда хочется увидеть что-то новое.  

ЭКИПАЖ И ПАССАЖИРЫ

Вертолетом управлял экипаж из трех человек. Командир Денис Блещик, выпускник Омского летного училища с 12-летним стажем. Последние годы работал на Камчатке. Возможно, опыт и сыграл с летчиком злую шутку. Будучи уверенным в своих знаниях рельефа, он повел вертолет сквозь туман, и машина зацепилась хвостом за скалу.

Среди пассажиров в основном представители среднего класса: сама поездка на Камчатку удовольствие не для бедных, а вертолетная экскурсия тем более. Например, в списке погибших владельцы туристической компании «Клуб гидов» Михаил и Юлия Репниковы. Они прилетели на отдых из Перми.

Еще об одном пассажире стоит рассказать особо. На борту Ми-8 находился финансовый директор Российского футбольного союза Арсений Замятин с женой. То есть человек, отвечающий за деньги в нашем футболе, величина достаточно значимая.

34-летний чиновник родом из Челябинска. Вот выдержка из его школьной характеристики: «Арсения отличают целеустремленность, оптимизм, высокий творческий потенциал, увлеченность идеей. На протяжении двух учебных лет Замятин Арсений неизменно добивается высоких результатов на Всероссийской олимпиаде школьников по экономике, основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний всех уровней».

Целеустремленность отличала Замятина всегда. По результатам участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников он вне конкурса был зачислен в Высшую школу экономики в Москве, там получил степень бакалавра, а потом еще и степень магистра в бизнес-школе ESCP Europe в Париже. После обучения в бизнес-школе работал в финансовых структурах «Газпрома» и строительном бизнесе. В 2017-м вышел финансовым директором в ТЭЭМП (это разработчик и производитель высокоэффективных решений в области накопителей энергии на базе суперконденсаторов собственной запатентованной технологии). Именно в этом и кроется секрет, почему именно он 3 июня 2020 года стал новым финансовым директором РФС. Ведь годом ранее председатель правления ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков был единогласно избран президентом Российского футбольного союза. Этот пост он занимает и до сих пор. Очевидно, что связка Дюков–Замятин работала успешно, и сам глава российского футбола неоднократно хвалил финансового директора в публичном пространстве. С момента своего назначения Замятин практически ни разу не упоминался в СМИ в каком-либо негативном свете, старался особо не привлекать к себе внимания.

На Камчатку Арсений Замятин отправился вместе с женой Полиной. Экскурсия на вулкан стала для них последней, как и еще для 17 туристов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29352 от 2 сентября 2024

Заголовок в газете: Новый маршрут на тот свет

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру