Слон, Паромон и другие
31 июля 1997 года был обычным рабочим днём в индийско-российской фирме по торговле аудио и видеотехникой "Орбитал", офис которой базировался в подвальном помещении дома №38 на Гончарной улице. Около 12.00 в дверь постучали: ничего не подозревающий охранник распахнул створку и тут же упал, сраженный мощным ударом в голову. Секундой позже в помещение ворвались четверо - всё незнакомцы были членами банды бывшего инженера Юрия Можаева, которая с 1996 года наводила ужас на столичных коммерсантов. Главарь Можаев по кличке Слон ранее был членом новогиреевской ОПГ, а после её распада в 1995 году вместе с рецидивистом Олегом Долженковым (Парамон) сколотил собственную бригаду. В ряды новоиспечённой банды по разным данным входило от 8 до 17 матёрых отморозков, среди которых какое-то время числился и ликвидатор знаменитого киллера Саши Македонского Александр Шарапов.
Специализацией бойцов Можаева были разбойные нападения: выбирать бандиты старались магазины и торгующие мелким оптом фирмы с "серой" бухгалтерией - с расчётом на то, что их владельцы не обратятся в милицию. С начала существования ОПГ и по июль 1997 года преступники обогатились на несколько миллиардов неденоминированных рублей, совершив порядка двадцати дерзких налётов. Отбирал объекты для нападения наводчик банды Валерий Кабанов (Волосатый). Он тщательно просматривал объявления об оптовых продажах, затем под видом потенциального клиента ездил на разведку - выяснял расположение объекта, наличие подходящего преступникам места для парковки, численность сотрудников и наличие охраны. Всё собранные им данные поступали прямиком к Можаеву, который разрабатывал план нападения и назначал дату. В день Х, заскочив в квартиру одного из бандитов, где хранились пистолеты и автоматы, члены ОПГ брали оружие, надевали для маскировки бейсболки и тёмные очки, после чего отправлялись в магазин или офис выбранной фирмы.
Сопротивления, как правило, они не встречали: перепуганные внезапным набегом сотрудники сидели смирно со связанными скотчем руками, пока грабители выносили коробки с телефонами, счётчиками банкнот, видеоаппаратурой, офисной техникой, косметикой, красной икрой, рыбными консервами и другими товарами. В сопровождении одного из налётчиков УАЗик с награбленным ехал на Вешняковский или на Новогиреевский рынок, где ждали знакомые Мажаеву скупщики краденного. А другие разбойники, обобрав до нитки сотрудников офисов, хватали сейфы и скрывались на Audi 80, за рулём которой был знающий Москву как свои пять пальцев бывший таксист Алексей Ногтев.
"Милиционеров буквально расстреливали на месте"
Среди ограбленных бандой организаций была и "Орбитал", куда преступники первый раз наведались в апреле 1997 года. И весьма удачно: с Гончарной они в тот день увезли 10 миллионов рублей, 20 тысяч долларов, 34 видеокамеры и отобранные у сотрудников ценности. Такой успех вдохновил Мажаева на повторение налёта: на дело банда сначала выехала 19 июля, но планы сорвались. По пути один из разбойников Михаил Миронов решил справить нужду в парке на Таганке и был задержан за этим занятием сотрудниками патрульной службы. При нём милиционеры обнаружили два пистолета: Миронова скрутили и повезли в околоток, а остальные разбойники решили отложить налёт и отправились восвояси. Дату нападения в итоге перенесли на 31 июля, но и в этот раз всё пошло не по плану. До места разбойники добрались без приключений, однако их появление во дворе заметил индус, который являлся совладельцем фирмы. Мужчина как раз уезжал по делам, когда явились грабители и, увидев, как они проникли в помещение, позвонил на пункт охраны фирмы. Ему никто не ответил, и тогда коммерсант набрал "02". Вызов был переадресован группе немедленного реагирования 37-го отделения милиции и экипажу вневедомственной охраны 5-го РУВД ЦАО, которые быстро прибыли на место.
Милиционеры Юрий Никитин, Виктор Демидов и Александр Хохлачев спустились по подвальной лестнице вниз и постучали в дверь. Этим они спугнули таскавших ящики с техникой бандитов, и те затаились. По другим данным, о появлении стражей порядка Можаева звонком на мобильник предупредила его любовница Наталья Птицина, которую главарь оставил в засаде на улице. Налётчики попытались было выбраться через запасной вход, но он оказался заперт. Между тем силовики засомневались, что прибыли в правильное место - информационной таблички перед входом в "Орбитал" не было, и отправились к служебной машине уточнить координаты вызова. Диспетчер подтвердил адрес, и сержанты вернулись к подвальному помещению. Тем временем Можаев с сообщниками, рассудив, что опасность миновала, продолжили носить ящики к выходу. Новый стук в дверь застал преступников врасплох - один из них от неожиданности выронил ношу. Услышав шум, оперативники вскинули автоматы и потребовали от бандитов входить по одному. "Выходим! " крикнул Можаев - дверь распахнулась, и стражи порядка увидели перед собой трясущегося от страха заложника, за спиной которого тесным строем держались члены банды. Один из них - бывший афганец Николай Морозов по кличке Мерза нажал на спусковой крючок первым.
"Бандиты распахнули ее [дверь] и, прикрываясь заложником, стали напропалую чесать из автомата. Милиционеров буквально расстреливали на месте» (из воспоминаний сотрудника МУРа)
Первым в кого угодили пули, был Юрий Никитин: от полученных ранений он скончался на месте. Его коллега Демидов сориентировался моментально - он вырвал из рук бандита заложника и вместе с ним в считаные секунды выскочил из подвального предбанника. За ними, отстреливаясь, последовал Хохлачев - сержант почти поднялся по лестнице, но был сильно ранен в руку. К слову, в ряды стражей порядка Александр попал случайно - окончив полиграфический техникум в 1994 году, он хотел пойти в армию, но друзья-милиционеры предложили ему поступить на службу в органы. Тем временем преступники решили временно отступить внутрь офисного помещения, чем воспользовался подоспевший на место бойни капитан Юрий Шибилкин: он захлопнул подвальную дверь и принялся её удерживать.
Под градом пуль
Догадавшись, что они угодили в западню, Можаев приказал одному из сотрудников фирмы попросить милиционера выпустить его. Шибилкин приоткрыл дверь, но вместо заложника в щель протиснулось дуло автомата: шквальным огнём посекло припаркованную во дворе патрульную машину, в которой помимо безоружного водителя Мамедова находилась старший дознаватель Галина Яковенко. В салоне она оказалась по воле злого рока - после своей смены женщина собиралась домой и приняла предложение патрульных подвезти её. Снаряды угодили Яковенко в челюсть и грудную клетку: жизнь Галины врачам спасти удалось, но она осталась инвалидом. Мамедова не задело - он успел выпрыгнуть из машины и закатился под кузов. К слову, в салоне авто в тот момент мог быть голливудский актёр Роберт де Ниро. Он прибыл в столицу на Московский кинофестиваль и утром 31 июля решил посетить таганский ОВД, чтобы понаблюдать за работой российских милиционеров. Его усадили в экипаж Никитина, Шибилкина и Хохлачева, которые возили артиста с собой по городу до 11.30 - обратно в отдел де Ниро привезли всего за полчаса до начала стрельбы на Гончарной.
Пальбу на мгновение прервал Шибилкин, который схватился за дуло и попытался вырвать автомат из рук Мажаева. Однако, тот вновь нажал на спусковой крючок и расстрелял капитана в упор - Юрия успели доставить в больницу, но от полученных ранений он скончался. Между тем, разбойники решились на прорыв и, выскочив из офиса, взяли в заложники раненного Хохлачева. Уйти им пытался помешать коллега, земляк и свояк Шибилкина старший сержант Евгений Новодержский, который открыл огонь из засады. Вскоре к Новодержскому присоединился ещё один оперативник Виктор Демидов - вдвоём они начали прицельно стрелять по разбойникам, смертельно ранив Морозова и попав Можаеву в руку. В ответ озверевший главарь в упор расстрелял Хохлачева и что есть мочи бросился бежать вместе с тремя уцелевшими подельниками. К досаде силовиков бандитам удалось скрыться.
Истекавший кровью Можаев в сопровождении Птициной добрался до Врача - такую кличку имел ещё один член группировки Василий Иванов. Главарю крупно повезло: обладая медицинскими навыками, Иванов сумел спасти бандиту руку. А, когда угроза ампутации миновала, Врач вывез Птицина и ещё одного разбойника Виктора Афонцева за пределы Московского региона. Оттуда криминальное трио отправилось на родину Афонцева в Харьковскую область, где сообщники принялись за старое - совершили налет на одну из местных фирм и обнесли сберкассу. Местные милиционеры быстро сообразили, что действовали "гастролеры" и сообщили об этом российским коллегам, для которых поимка членов банды стала делом чести - дело находилось на контроле у президента России Бориса Ельцина. В Незалежную прибыли сыщики из Москвы, которым потребовалось всего несколько дней, чтобы найти и задержать преступников. Гражданин Украины Афонцев был осуждён на родине, а остальных экстрадировали в Москву.
Преступление и наказания
За всё свои деяния Можаев получил 25 лет лишения свободы: отсидев 20 из них в 2017 году он вышел по УДО и больше в поле зрения правоохранителей не попадал. А вину Птицыной доказать не удалось, и по делу она проходила, как свидетель. Спустя шесть лет на скамью подсудимых угодил главный советник Мажаева Долженков. После расстрела милиционеров он спешно уехал из города, но в 2003 году решил ненадолго вернуться - старшая дочь налётчика в этом году шла в первый класс. Первого сентября оперативники устроили засаду около дома Долженкова на Федеративном проспекте: в планах милиционеров было задержать разбойника после того, как жена с дочками уйдут в школу. Однако бандит сам решил проводить ребенка на первую линейку: заметив силовиков он взял дочь на руки, прикрывшись ею от дул направленных на него автоматов. Однако, оперативники оказались хитрее - пока один из них отвлекал Долженкова, другой незаметно для преступника подкрался к нему и выхватил из рук испуганную девочку. Дальнейшее было делом техники: скрутив бандита, его поместили в СИЗО. Суд приговорил налётчика в колонию на 11 лет - на свободу Долженков вышел лишь в 2015 году.
Третьего участника перестрелки Станислава Волкова задержали в 2017 году в Крыму: 49-летний налетчик к этому времени завязал с криминалом, стал дважды отцом и работал на стройке
"Я не скрывался, жил по своим документам в Ялте вместе с семьей" (Станислав Волков)
На допросах Волков клялся и божился, что не имеет отношения к банде Мажаева - мол, да, был замешан в криминальном переделе, но в "Орбитал" пришёл лишь предложить свою "крышу". Сам Можаев внятного ответа на вопрос участвовал ли Волков в бойне не дал - он либо не вспомнил бывшего подельника, либо сделал вид, что его не знает. Но это суд в невиновности Станислава не убедило: в 2018 году он получил 15 лет лишения свободы. На свободе по сей день остаётся лишь один участник расстрельной бригады Валерий Кабанов, которого в 2022 году повторно арестовали заочно - к двум эпизодам разбойных нападений, в которых участвовал Кабанов, добавилось обвинение в бандитизме.
О побоище на улице Гончарная горожанам напоминает мемориальная табличка, установленная в 2006 году на доме №38
"Здесь 31 июля 1997 года при исполнении служебного долга погибли сотрудники милиции Таганского РУВД Юрий Никитин, Александр Хохлачев, Юрий Шибилкин. Награждены орденами Мужества (посмертно)".