Так называемое “Исламское государство” (ИГ, ИГИЛ – запрещенная в России террористическая организация. – «МК») взяло на себя ответственность за теракт, восхваляя "исламских боевиков", которые его совершили, пишет The Guardian.
Многие комментаторы и официальные лица США указывали на филиал этой джихадистской глобальной сети под названием "Исламское государство провинции Хорасан" (ИГХ) в качестве главного подозреваемого, хотя пока нет никаких доказательств того, что это действительно так.
Как напоминает The Guardian, т. н. “Вилаят Хорасан” является филиалом “Исламского государства”* в Афганистане. Название этой группировки происходит от названия, данного некогда региону, объединяющем Афганистан, Пакистан, Иран и близлежащие территории, некоторыми местными исламскими правителями, и поэтому явно отвергает современные национальные границы, напоминая о том, что его сторонники считают утраченной славой и могуществом мусульманских империй.
Эта группировка была сформирована на пике экспансии ИГ* в 2015 году, когда базирующаяся в Ираке и Сирии группировка пыталась расширяться путем создания сети филиалов на Ближнем Востоке, в Магрибе, Западной Азии и других частях Африки. Эти усилия принесли неоднозначные результаты. Однако сотни разочарованных бойцов движения "Талибан" (признано террористической организацией и запрещено в РФ. – «МК») и некоторых группировок в Пакистане были привлечены экстремизмом и ресурсами “Исламского государства»*. Они сформировали ядро ИГХ – и группировка остается связанной с ИГИЛ по сей день.
Всегда ли группировка ИГХ атаковала такого рода международные цели? Нет, именно поэтому важно, что представителя “Вилаята Хорасана” сами не взяли на себя ответственность за теракт в Москве. Информация поступила по центральным каналам связи ИГ, а не по их собственным, отмечает The Guardian.
Кроме того, группировка “Исламское государство - Хорасан” до относительно недавнего времени была в основном сосредоточена на местной кампании. Оно совершило в Афганистане сотни нападений как на гражданские объекты, так и на силы безопасности, включая западные силы. Два нападения в 2020 году были направлены против родильного отделения в Кабуле и Кабульского университета. Другие нападения были совершены на мечети и этнические или религиозные меньшинства в Афганистане.
Именно эта группировка также была ответственна за чрезвычайно разрушительную атаку на международный аэропорт Кабула в 2021 году, в результате которой погибли 13 военнослужащих США и более 150 гражданских лиц во время хаотичного бегства войск США из страны. Это была международная цель, но все еще в Афганистане.
Но поражает ли ИГХ сейчас международные цели? В определенной степени, утверждает The Guardian. Группировка нанесла удары по целям в Таджикистане и Пакистане, соседних с Афганистаном странах, а также по отелю в Афганистане, который облюбовали граждане Китая. Ранее в этом году США перехватили сообщения, подтверждающие, что группировка осуществила два взрыва в Иране, в результате которых погибли почти 100 человек, хотя “хорасанская” группировка не взяла на себя ответственность.
Ранее в этом месяце самый высокопоставленный американский генерал на Ближнем Востоке заявил, что ИГХ может получить возможность атаковать интересы США и Запада за пределами Афганистана “всего за шесть месяцев и практически без предупреждения”.
За последние десятилетия многие экстремистские исламистские группировки переместили свое внимание с чисто местных целей на международные, отмечает The Guardian. Причины могут варьироваться от группы к группе. Иногда новый лидер выдвигает личную повестку дня, в других случаях проведение дальних международных атак рассматривается как способ привлечь новых рекрутов, получить новые ресурсы от спонсоров или мобилизовать последователей, разочарованных неудачами на местах. Они также часто являются способом отличить одну группу от конкурентов – в случае ИГХ, "Талибана"*, который всегда избегал такой стратегии, и "Аль-Каиды" (запрещенная в России террористическая организация), которая стала пионером этой стратегии, но с 2011 года сосредоточилась на местном уровне.
Также вполне возможно, что “ИГ-Хорасан” действует по прямому приказу лидеров “Исламского государства». Несмотря на крах самозванного “халифата” ИГИЛ в Сирии и Ираке, между ИГХ и высокопоставленными фигурами там все еще существуют связи. В 2022 году в отчете ООН, основанном на разведданных государств-членов, говорилось, что ИГХ получало средства от руководства “через доверенных курьеров наличных”, и нет причин, по которым заказы также не должны отправляться.
“Исламское государство»*, по-видимому, все еще ищет возможности для таких ударов по иностранным целям. Сеть, планировавшая нападение на концертный зал в Брюсселе, которая недавно был разгромлена французской и бельгийской полицией, по сообщениям, была, по крайней мере, вдохновлена пропагандой ИГ. Но это также повышает вероятность того, что ответственность за это несет другой филиал или фракция ИГ или даже полуавтономная группа, вдохновленная ИГ, отмечает The Guardian.
Лидеры ИГИЛ, как и многие исламские боевики, помнят о поддержке Россией режима Башара Асада в Сирии и рассматривают Москву как часть более широкой коалиции христианских или западных сил против ислама – это ключевой тезис игиловской пропаганды от Пакистана до Нигерии.
В сентябре 2022 года боевики “Исламского государства-Хорасан” взяли на себя ответственность за смертельный взрыв террориста-смертника у российского посольства в Кабуле, и некоторые эксперты говорят, что в последние годы группировка выступала против президента России Владимира Путина.
Лидеры ИГХ, возможно, также считают Россию (наряду с Китаем и другими странами), важной для продолжения правления "Талибана" и стремятся подорвать их. Таким образом, теракт в Москве мог объединить местную и более глобальную повестки дня, предполагает The Guardian.