Первые всполохи в горах жители Геленджика заметили во вторник около 19 вечера. «Что-то горит возле «Сафари-парка», - делились они информацией в соцсетях. С наступлением темноты красное зарево, растекающиеся по склонам, стало видно даже из отдаленных районов города-курорта. Проблема была в том, что порывы ветра достигали 30 метров в секунду. Пламя быстро распространялось, охватив территорию в 118 гектар.
Больше всего жители Геленджика переживали за «Сафари-парк», который находится у вершины хребта. Это любимое место отдыха горожан и туристов, где обитают медведи, тигры, волки. Их судьба беспокоила многих в городе, но вечером «Сафари-парк» на запросы не отвечал, и лишь к утру устами сотрудницы Елены Миловидовой пришло обнадеживающее известие. «Не паникуем. Огонь до нас не дошел. Нам есть чем дышать, дым идет в другую сторону. Пожаротушением занимаются все, реальное все — и профессиональные бригады, и волонтеры. В том числе из других городов побережья. Ждем, надеемся. Не переживайте. Животные будут целы». Уже в середине дня Елена еще раз продемонстрировала на камеру, что никаких задымлений в парке нет. Животные свободно ходят по вольерам, чувствуют себя комфортно. По ее словам, не все очаги пожара еще потушены, но зона задымления находится в двух километрах от границ «Сафари-парка». Самая опасная ситуация была ночью, когда огонь приближался к парку и никто не знал, чем это закончится. Все сотрудники были на рабочих местах, готовые в любой момент начать эвакуацию зверей. Многие принимали участие в тушении возгорания.
Елена, жительница Геленджика, помогавшая волонтерам и "эмчеэсникам", тушившим пожар, рассказала нам, что происходило ночью в городе.
- Мы приехали на точку сбора, которую объявили в телеграм-каналах. Народу было очень много. Люди были на своих машинах, на спецтранспорте: водовозки, машины с прицепами, ВАЗики, которые могут проходить по труднодоступной местности, квадроциклы. Было много спецтехники. Многие люди привозили бутерброды, воду. Рядом со мной стояла девушка, которая привезла инвентарь, еду, что было из дома. Если я, например, привозила питьевую воду, то кто-то вез большие бутылки воды, предназначенные для тушения пожара. Мы передавали припасы "эмчеэсовцам". Они как раз поднимались наверх. Конечно, люди были благодарны. Единственное, что времени у всех было в обрез, поэтому все происходило быстро. Ни у кого не было и 5 минут для того, чтобы перекусить, потому что это был самый пик пожара. Само возгорание было наверху, поэтому нас туда не пускали. Пускали только тех, кто был в подготовленной одежде. Нельзя было в шортах и футболке, как на пляж, прийти. Приезжали целые отряды. Они были одеты в штаны, в специальную обувь для хождения по горам, в масках.
По мнению экологов, пожар все же нанес серьезный ущерб уникальной горной местности Геленджика, где произрастает много краснокнижных растений. Выгорело большое количество сосен, можжевельника. На их восстановление может уйти не один десяток лет.
К тушению лесных пожаров приступили два вертолета МИ-8. Также задействованы два самолета-амфибии БЕ-200 МЧС.
— Сейчас прямо на пляже видел, как самолет-амфибия набирает воду в море, — говорит житель Геленджика Андрей, чье кафе стоит на побережье. — Жители города объединились. Очень многие мои знакомые уехали в горы, всю ночь копали, возводили защитные сооружения на хребте. Там все непросто, земля-то каменистая. По дорогам едут вереницей цистерны с водой. Люди везут к очагу пожара даже пятилитровые баклажки с водой. Было сообщение, что одна женщина собрала у себя в магазине все огнетушители и привезла их к месту тушения пожаров.
В город прибывают волонтеры со всей Кубани. Работать приходится вахтами. Долго находиться в плотном задымлении нельзя.
— Очень страшно, городскую бухту опоясывает лесной хребет, он весь сейчас в огне, — говорит жительница Геленджика Анна. — Вниз сползают целые огненные реки.
Пожар, как говорят жители Геленджика, начался с небольшого костра в микрорайоне Куприянова Щель. Все клянут ранее судимого 39-летнего бомжа Романа Коваленко. Он развел костер и начал обжигать обмотку проводов, чтобы сдать потом оставшийся металл в пункт приема вторсырья. Из-за ветра огонь перекинулся на сухую траву, полыхнуло целое поле. За несколько часов пожар охватил площадь в полтора гектара. А потом стихию уже трудно было остановить. Коваленко удалось задержать. Заведено уголовное дело.
— Получилось, что весь курорт чуть не спалил один бездомный, — констатирует житель Геленджика Евгений. — Зарево лесного пожара видно сейчас всему курорту. Над Геленджиком стоит столб дыма. На улицах тяжело дышать.
В штабе сообщают, что работа по ликвидации пожара не останавливается ни на минуту.