Вторник, середина дня. Федеральное шоссе на въезде в село Новокули уже свободно от завалов из шлакоблоков, кусков бетона и стекла. Но обочина дороги выглядит словно после бомбежки. На месте одноэтажного здания станции техобслуживания — пятиметровая воронка. Бензоколонка «Нафта», расположенная через дорогу, превратилась в руины. Очень сильно повреждены окрестные здания, всего урон нанесен примерно 40 строениям. Среди них торговый центр, кафе, мечеть…
Вокруг оцепления много народу. В основном — родные и близкие тех, чья судьба до сих пор неясна. А таких, увы, очень много. Просто зевак здесь нет. Зато они были здесь накануне, когда загорелась машина на автосервисе. И это главное объяснение большого количества жертв.
Понедельник, вечер. Время — 21.50. На выезде из города в это время всегда большой трафик. Кто-то заезжает на заправку, кто-то спешит домой. Как стало известно «МК», один из очевидцев ЧП, также получивший ожоги, заметил, что во время обслуживания загорелся автомобиль на СТО, расположенной на Федеральном шоссе, через дорогу от АЗС «Нафта». Сразу же набежали любопытные. Многие остановились, чтобы помочь (подробнее об этом в материале о погибших при взрыве). Несколько человек попытались отогнать горевший автомобиль. Но некоторые граждане либо просто притормаживали (водители), либо замедляли шаг (пешеходы), чтобы запечатлеть яркое во всех смыслах происшествие. Совершенно не думая о безопасности.
Среди важных свидетелей взрыва в Махачкале — сотрудник полиции, участковый, обслуживавший один из прилегающих к месту ЧП районов. В момент трагедии он приехал на АЗС, где также расположена автомойка, помыть свою машину. Страж порядка находился на мойке, когда услышал крики и шум с противоположной стороны шоссе. Увидев возгорание, он крикнул людям, чтобы они срочно уходили, после чего направился к своей машине. В этот момент прогремел взрыв. Участковый получил сотрясение мозга — его швырнуло на кирпичную стену. Однако его жизни ничего не угрожает.
Все происходило по принципу домино: сначала взорвался газовый баллон, установленный в загоревшейся машине. А еще через несколько секунд произошел… объемный взрыв: взлетело на воздух все здание автосервиса. Предварительно установлено, что часть помещения СТО сдавалась в аренду, где местный предприниматель хранил аммиачную селитру и другие удобрения для сельхозработ. Хотя позднее следователи справедливо удивятся: сама по себе селитра вряд ли взорвалась бы. Значит, было что-то, что послужило детонатором?
Сила взрыва была такова, что огонь перекинулся на АЗС «Нафта». Из 8 цистерн с топливом, находившихся на заправке, 2 также взорвались.
Огненный смерч пронесся по перекрестку Федерального шоссе и Кулинской улицы, сметая все на своем пути. Люди, машины — все сгорало практически мгновенно.
Множество прохожих и автомобилистов получили страшные ожоги. Всего более 100 обращений за медпомощью. Тушили пожар до глубокой ночи.
Вторник, утро. Первые же вопросы следствия — к хозяину заправки. Частный предприниматель Ибрагим Щамхалов уже не в первый раз попадает в зону внимания правоохранителей. Ранее он неоднократно привлекался к административной ответственности. Последний раз это было в 2019 году. Арбитражный суд Дагестана удовлетворил иск ОВД Тарумовского района о привлечении Щамхалова к ответственности за торговлю сжиженным газом без лицензии на АЗС в селе Тарумовка. За это нарушение его оштрафовали на 4000 рублей.
Еще раньше, в 2016 году, за аналогичное нарушение Щамхалов также был привлечен к административной ответственности — тогда факт продажи газа был зафиксирован на АЗС в Степном поселке Махачкалы. Сумма штрафа также составила 4000 рублей.
Внеплановая проверка сотрудниками МЧС бензоколонок, принадлежавших Щамхалову, в 2017 году выявила 12 серьезных нарушений. В частности, на АЗС не было предусмотрено устройство систем водяного орошения для охлаждения автоцистерн в случае пожара. На въезде и выезде с АЗС отсутствовали дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения. Расстояние от резервуаров с нефтепродуктами до автодороги составляло менее 25 метров. Резервуары с жидким топливом не были оборудованы системами предотвращения их переполнения. Заправочные площадки не были оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций.
Общий вывод МЧС был неутешителен: в случае пожара на заправке людям угрожала смертельная опасность.
Но взрыв АЗС — следствие. А что же стало причиной? Кто принес на СТО аммиачную селитру и кто разрешил хранить ее там?
Вторник, вечер. Стали известны детали аренды помещений станции техобслуживания, где произошел взрыв. Владельцем здания являлся Руслан Садиахметов, ремонтом машин занимались отец и сын Худиевы, Шамиль и Юсуп (оба госпитализированы в тяжелом состоянии). Не так давно они сдали два из четырех боксов под склад Эльдару Насруллаеву под хранение сельхозудобрений. Они были забетонированы, т.е. отвечали требованиям безопасности.
Подчиненный Насруллаева ушел с работы в 16.00 в понедельник. Он утверждает, что закрыл склад. Сам Насруллаев на какое-то время отключил телефоны, его чуть ли не собирались объявлять в розыск. Но потом Эльдар потом сам вышел на связь. Мужчина пояснил, что не собирался скрываться. После этого стражи порядка приехали к нему и повезли на допрос в Следственный комитет. Пояснить причины взрыва он не смог.
Очевидно, все эти люди и будут привлечены к ответственности по статье УК 238, часть 3 («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее смерть двух и более лиц»). Хотя здесь вполне можно вести речь и о халатности, и о неосторожном убийстве. И при том масштабе техногенных катастроф, которые происходят последнее время, может, нелишне было бы сделать отдельным отягчающим признаком гибель большого количества людей (например, 10 и более)? Смерть любого человека — трагедия, но гибель десятков ни в чем не повинных граждан — это уже беда. Большая беда.