Село Нерчинский Завод — настоящая сибирская глубинка среди сопок, где живет чуть более двух тысяч человек. До Читы — 658 километров, до российско-китайской границы — 20. Конфликтная ситуация начала разворачиваться в местном кафе.
— По сути, это забегаловка, которая ближе к ночи в пятницу превращается в бар, — рассказывает местная жительница Татьяна. — Часто присутствующие напиваются так, что выползают из этого заведения «на бровях». Там постоянно вспыхивают драки.
Вечером в пятницу в заведении отдыхала местная компания. На свою беду, в кафе заглянули два участника спецоперации. Оба в бою потеряли по одной ноге. Один из бойцов, Сергей Елгин, попал в зону СВО по мобилизации. Второй, Михаил Таскин, воевал в составе ЧВК «Вагнер». У него четыре медали.
Как рассказала потом его сестра журналистам, Михаил был в самом пекле, воевал в Артемовске (украинское название Бахмут), участвовал в боях в Соледаре. Бывшие бойцы сразу привлекли внимание агрессивно настроенных мужчин, которые стали называть их «наемниками» и всячески оскорблять.
Михаил и Сергей решили уехать из кафе (Таскин только недавно купил в Чите новую машину). На улице подвыпившая компания продолжала их задирать, бойцов спрашивали с вызовом: за кого и что они воевали?
Инвалидам удалось уехать, но их вскоре догнали. Нападавшие протаранили их машину и разбили в ней все стекла. По словам местных жителей, Мишу выволокли из машины. Двое молодчиков с криками «убийца», стали бить его ногами. Сорвали с груди Михаила все награды. Досталось и пытавшемуся защитить друга Сергею.
Двое продолжали расправу, а еще шесть человек из подвыпившей компании их всячески подбадривали, весело улюлюкая. Самое ужасное, что среди «группы поддержки» было две девушки. Местные жители называют их имена: Арина и Виктория.
Как рассказывают жители села Нерчинский Завод, Михаила отвезли в Краснокаменскую больницу. Он лежал под капельницей, сейчас уже идет на поправку. Его санавиацией собирались перевезти в больницу в Читу.
Михаил из больницы записал обращение, в котором попросил не устраивать самосуд, правоохранители сейчас во всем разбираются. Также он попросил не травить, не терроризировать в соцсетях девушку, которая является полной тезкой той, что присутствовала при расправе. «Мне жаль, что случилась такая трагедия, но я к ней никак не причастна, — написала Арина на своей странице в соцсети. — Я прошу, прежде чем писать мне гадости в личные сообщения, разберитесь в ситуации».
У многих, кто слушал обращение Михаила, сжимается сердце. Мужчина, по всей видимости, кроме того, что лишился ноги, получил еще и контузию. Он заметно заикается.
— Какими извергами надо быть, чтобы избивать безногого инвалида! — говорит жительница села Евгения. — Одного нападавшего сегодня задержали. Второму, по всей видимости, дали время уйти. Тут же все друг другу или родственники, или одноклассники, или хорошие знакомые.
У депутата Госдумы Александра Хинштейна тоже возникла масса вопросов к полиции Забайкалья.
— Событие беспрецедентное, — говорит Александр Хинштейн. — Я увидел сообщение в телеграм-канале об этом вчера рано утром, сразу связался с губернатором Забайкальского края Александром Осиповым. Он еще не был в курсе этой ситуации, сразу вмешался.
На тот момент уголовное дело было возбуждено по статье о нанесении легких телесных повреждений. После того, как избитый инвалид был доставлен в больницу, медики, как и положено, сообщили об этом в полицию.
Сотрудники райотдела внутренних дел приехали в больницу. Избитый ветеран им все рассказал. Несмотря на это, в розыск злодеи объявлены не были.
Ситуация начала разворачиваться только после вмешательства губернатора, после массовой огласки.
На сегодняшний день все, конечно, кардинально изменилось. И по отношению к самому пострадавшему, который уже переведен в другое медучреждение. Губернатор лично следит за его судьбой.
Уже есть заключение, что у избитого зафиксирован перелом. Сегодня должны быть возбуждены уголовные дела по тяжким составам преступления, по нанесению телесных повреждений средней тяжести и по дискредитации СВО.
Изначально сотрудники полиции в этом никакого умысла не увидели. И, по сути дела, до руководства краевой прокуратуры и до руководства краевого ГУ МВД на вчерашнее утро никакой информации о произошедшем не довели.
Я считаю, что основную ответственность здесь несут сотрудники полиции территориального отдела внутренних дел. Обращение во все инстанции о проведении проверок мной уже направлены. Я считаю, что за это их, как минимум, надо увольнять.
Как говорит Хинштейн, нападавшие, по предварительной информации, были ранее судимы, уже попадали в поле зрения полиции.
— Эти личности хорошо известны на территории района. Сейчас руководство генеральной прокуратуры взяло ситуацию на контроль. Я связался уже с заместителем Генерального прокурора РФ Дмитрием Демешиным, который курирует Дальневосточный федеральный округ. Все находится на контроле. Теперь уже от ответственности никто не уйдет.
— Какие меры могут быть применены к девицам, которые подначивали и подстрекали нападавших?
— Их также надо привлечь к ответственности за дискредитацию участников специальной военной операции, как минимум — к административной.
Читайте материал «Избиение одноногого участника СВО показало две больших проблемы России»