— Я в 2000 году расследовал абсолютно такой же случай в Энгельсе, Саратовской области, — говорит профессор Александр Комаров. — Это типичная ситуация для мукомольной промышленности. Самая взрывоопасная пыль имеет 60 микрон в диаметре. И она взрывается не хуже, чем пропан. Об этом знают там, где делают, например, крахмал, или на других производствах, где есть пыль мелкой фракции.
Александр Андреевич предостерегает от употребления термина «детонация».
— Ее в данном случае быть не может. Это ошибка. Чтобы взорвалась пыль, ее нужно обязательно поджечь. Что касается случая в Энгельсе, то там шел дележ собственности, враждовали между собой две группировки. Стоял вопрос: была ли это аварийная ситуация или присутствовала диверсия. Там разнесло половину элеватора, вторая стояла целая.
Элеватор, как объясняет профессор, делится на клети.
— У нас, например, они три метра в сечении и около 28 метров в высоту. Сверху по транспортеру идет зерно, и оно засыпается в клеть. Зерно идет с пылью. Почему элеватор делят на клети? Когда зерно слеживается, долго хранится, оно нагревается. Специалисты ходят и по номерам клетей смотрят, где какая температура, чтобы там не произошло возгорания. При выгрузке зерна, к клети снизу подходит грузовик, заслонка открывается, и в кузов машины ссыпается зерно. В данном случае, вполне возможно, что не доглядели, зерно могло начать тлеть. А когда клеть снизу открыли, уже шло горение, зерно начали ссыпать, образовалась пыль, и произошел взрыв. Я уже не говорю о том, что причиной взрыва могло стать короткое замыкание в электросети. Например, сыпется с транспортера пыль, и тут лампочка коротнула. Там же все должно быть искрозащищенное.