Пять пассажиров на борту обреченного подводного аппарата "Титан", в том числе трое британцев, провели свои последние мгновения перед тем, как он взорвался, слушая музыку в полной темноте и наблюдая за биолюминесцентными существами в глубине, рассказала жена жертвы катастрофы.
Как напоминает Daily Mail, участники подводной экспедиции начали свое погружение к обломкам "Титаника" в 8 утра 18 июня. Через час и 45 минут после погружения, в 9.45 утра, контакт с батискафом был потерян. Теперь известно, что ВМС США зарегистрировали звук взрыва в этот момент. Пять дней спустя обломки подводной лодки были найдены на морском дне в 1600 футах от "Титаника".
Находившиеся на борту - генеральный директор компании, стоящей за экспедицией, 61-летний Стоктон Раш; французский эксперт по “Титанику” 77-летний Поль-Анри Наржоле; 58-летний британский миллиардер - искатель приключений Хэмиш Хардинг; а также отец и сын 48-летний Шахзада Давуд и 19-летний Сулеман Давуд - вероятно, погибли мгновенно, не имея понятия о том, что происходит.
В воскресенье Кристин Давуд, жена Шахзады и мать Сулемана, рассказала изданию New York Times о последних днях перед смертельным спуском под воду. Выяснилось, что ее муж и сын чуть было не пропустили это смертельное путешествие.
Затем 14 июня Давуды вылетели в Торонто. Их рейс в Сент-Джонс, чтобы присоединиться к экспедиции, был отменен, так что у них был дополнительный день для знакомства с городом. Их рейс на следующий день был задержан, и они опасались, что могут не успеть. "На самом деле мы очень волновались, типа, о боже, а что, если они отменят и этот рейс тоже? Оглядываясь назад, очевидно, я бы хотела, чтобы они это сделали", - говорит Кристин Давуд.
Она находилась на борту корабля-носителя Polar Prince вместе с их 17-летней дочерью Алиной.
Давуд рассказала, что они прибыли на материнском корабле в гавань Сент-Джонса, Ньюфаундленд, в середине ночи 15 июня и отправились к месту погружения.
По ее словам, в 7 утра и 7 вечера были проведены брифинги с научными беседами и обсуждением обломков "Титаника" и экспедиции.
Тем, кто готовился к спуску, было велено надеть толстые носки и шапку, так как на глубине может похолодать, и придерживаться "диеты с низким содержанием жиров" за день до погружения, а утром отказаться от кофе. Как известно, на борту батискафа не было санузла, а только походный туалет за занавеской.
Пассажирам было сказано загрузить свою любимую музыку на телефоны, чтобы она воспроизводилась через динамик Bluetooth, хотя Стоктон Раш запретил музыку в стиле кантри. Он также предупредил их, что спуск будет проходить в кромешной тьме, потому что фары будут выключены, чтобы сэкономить заряд аккумулятора до того момента, когда они доберутся до морского дна. Однако участникам погружения пообещали, что они, скорее всего, увидят биолюминесцентных подводных существ.
Кристин Давуд сказала, что ее муж был так взволнован, что в преддверии поездки вел себя "как вибрирующий малыш". Она сказала, что они были очарованы "Титаником" после посещения выставки в Сингапуре в 2012 году, посвященной 100-летию гибели корабля. В 2019 году семья посетила Гренландию и была заинтригована ледниками, которые превратились в айсберги.
Она нашла рекламу OceanGate и первоначально намеревалась совершить поездку со своим мужем. Однако их путешествие было отложено из-за пандемии, и к тому времени, когда они смогли приехать, Сулеман был достаточно взрослым, чтобы отправиться вместо нее. Подросток взял с собой кубик Рубика в надежде побить мировой рекорд по его сборке под водой.
Кристин Давуд сказала, что Раш и его жена Венди приезжали в Лондон, где они жили, чтобы проинформировать их о путешествии, но технический аспект остался неясным. "Что касается инженерной стороны, мы просто понятия не имели, - сказала она газете "Нью-Йорк таймс". - Я имею в виду, что вы садитесь в самолет, не зная, как работает двигатель”.
Но она сказала, что они были захвачены идеей этого приключения. Кристин Давуд сказала, что ее муж с удовольствием слушал рассказы Наржоле, одного из ведущих мировых экспертов по "Титанику", который был среди погибших на борту. Она сказала, что француз выступил с презентацией о своих 37 предыдущих погружениях к "Титанику" и рассказал группе историю о том, как однажды он "застрял там на три дня, а с подлодкой не было связи".
Она сказала, что ее муж повернулся к ней и сказал: "О боже, это так круто".
Утром 18 июня пассажиры должны были быть на палубе в 5 утра. Кристин Давуд сказала, что на нее произвел впечатление профессионализм тех, кто находился на палубе. "Это было похоже на хорошо отлаженную операцию - было видно, что они делали это раньше много раз", — сказала она.
Сулеман и Шахзада были одеты в костюмы компании OceanGate, а также непромокаемые брюки, оранжевую непромокаемую куртку, ботинки со стальными носками, спасательные жилеты и шлемы. Они остановились, чтобы их взвесили, как требовалось, и позировали для фотографии.
"Я выгляжу довольно толстым, - сказал Шахзада. - Я уже закипаю”.
Сулеман спустился по лестнице, чтобы забраться на моторный плот, который доставил пассажиров к плавучей платформе, к которой был привязан “Титан”.
Шахзаде оказалось не так-то просто подняться на платформу. "Ему нужна была дополнительная рука, чтобы спуститься по лестнице во всем этом снаряжении, потому что ботинки были очень неуклюжими, - вспоминает его вдова. – И мы с Алиной подумали: "О боже, я надеюсь, что он не упадет в воду".
Все пятеро забрались в подводную лодку, и водолазы закрыли люк. Кто-то затянул все болты. Экипажи маневрировали "Титаном" под водой и освободили его от платформы.
“Это было хорошее утро”, - говорит женщина, потерявшая мужа и сына.
Позже тем же утром Кристин Давуд услышала, как кто-то сказал, что связь с “Титаном” была потеряна. Она отправилась на мостик, где команда наблюдала за спуском, и ей сказали не беспокоиться, потому что связь может быть ненадежной. Ей сказали, что, если возникнет проблема, миссия будет прервана, а подводная лодка сбросит грузы на борт и поднимется на поверхность.
Затем кто-то сказал ей, что они не знают, где находится “Титан”.
"Я также смотрела на океан, на случай, если смогу увидеть, как они всплывают на поверхность", - сказала она. Она была на борту корабля-носителя, когда пять дней спустя пришло известие о том, что обломки субмарины были найдены – и надежды не осталось.