Пять членов экипажа на борту подводного аппарата “Титан”, вероятно, погибли мгновенно в результате "катастрофического взрыва", когда он опустился к месту крушения "Титаника" на глубине двух миль под поверхностью Атлантического океана, сообщили в четверг представители береговой охраны США.
Как пишет The Guardian, большое поле обломков, содержащее несколько секций судна, было замечено ранее в четверг дистанционно управляемым транспортным средством (ROV), прочесывавшим морское дно вблизи места крушения "Титаника" в 400 милях к югу от канадского Сент-Джонса (Ньюфаундленд), сообщили официальные лица на дневной пресс-конференции в Бостоне.
“Обломки соответствуют катастрофической потере барокамеры, - заявил журналистам адмирал Джон Можер из береговой охраны США. – Мы немедленно уведомили семьи от имени береговой охраны США и всего объединенного командования. Я приношу свои глубочайшие соболезнования семьям погибших. Я могу только представить, каково это было для них”.
Это объявление ознаменовало душераздирающий конец гигантских международных воздушных и морских поисков подлодки и ее экипажа, отмечает The Guardian. Подводная лодка длиной 6,7 м пропала без вести в воскресенье, через час и 45 минут после запланированного 11-часового погружения.
Адмирал Можер сказал, что еще слишком рано точно говорить о том, когда произошел взрыв, но отметил, что гидроакустические буи, развернутые в океане в последние дни, ничего не обнаружили. Однако ВМС США, как сообщается, обнаружили в воскресенье “аномалию”, которая, вероятно, и была фатальным взрывом "Титана".
Представители министерства обороны США сообщили СМИ в четверг, что сверхсекретные подводные микрофоны зафиксировали звуки, “соответствующие взрыву”, вскоре после исчезновения подводного аппарата, и что эта информация была немедленно передана береговой охране США для оказания помощи в поисках.
“Я знаю, что есть много вопросов о том, почему, как и когда это произошло, - сказал адмирал Можер на пресс-конференции. – Это невероятно сложная и опасная среда для работы, но эти вопросы... будут в центре внимания будущего обзора”.
Он не смог сказать, будут ли предприняты попытки вернуть тела погибших. На борту подводного аппарата находились 58-летний британский путешественник Хэмиш Хардинг; 77-летний французский исследователь "Титаника" Поль-Анри Наржоле; 48-летний британско-пакистанский бизнесмен Шахзада Давуд и его 19-летний сын Сулеман; и 61-летний американец Стоктон Раш, соучредитель компании OceanGate. который управлял потерянной подлодкой.
Члены семей и друзья мужчин, погибших на подводном аппарате, начали публиковать заявления об их утрате, некоторые просят о конфиденциальности в момент их скорби.
Наржоле был директором по подводным исследованиям в организации RMS Titanic Inc и изучал затонувшее судно более трех десятилетий, заслужив прозвище Мистер Титаник. Его жена и дети сообщили в заявлении CNN, что его “запомнят как одного из величайших глубоководных исследователей в современной истории”, в то время как генеральный директор RMS Titanic назвал его “культовым и вдохновляющим лидером в области глубоководных исследований”.
Семья Давуд, потерявшая отца и сына-подростка, отметила в заявлении для Би-би-си, что семья “благодарна тем, кто продемонстрировал лучшее в человечестве”.
“Как и в случае любой трагедии такого масштаба, она выявляет лучшее и худшее в людях”, - говорится в заявлении. “Некоторые из кожи вон лезут, чтобы внести свой вклад и поддержать, другие используют эти моменты для личной выгоды”.
“Огромная любовь и поддержка, которые мы получаем, продолжают помогать нам пережить эту невообразимую потерю”, - говорится в заявлении Хуссейна и Кульсум Давуд, родителей Шахзады Давуда.
Поскольку эта история стала главной мировой новостью, поиски пропавшего подводного аппарата также стали сенсацией в социальных сетях: пользователи публиковали спекулятивные теории, шутки, мемы, политические аргументы и предложения по экранизации трагедии, в то время как члены семей пропавших мужчин все еще ждали новостей.
Джеймс Кэмерон, режиссер фильма "Титаник" 1997 года и член сплоченного сообщества глубоководных исследователей, публично высказался о своих опасениях по поводу безопасности технологии, использованной при создании подводного аппарата, и предположил, что трагедии можно было избежать.
“Вам не следует использовать экспериментальное транспортное средство для платных пассажиров, которые сами не являются глубоководными инженерами”, - сказал Кэмерон.
Устроившая смертельную подводную экскурсию компания OceanGate признала факт пяти смертей в заявлении, опубликованном в соцсети: “Эти люди были настоящими исследователями, которых разделял особый дух приключений и глубокая страсть к исследованию и защите мирового океана. Наши сердца с этими пятью душами и каждым членом их семей в это трагическое время. Вся семья OceanGate глубоко благодарна бесчисленному количеству мужчин и женщин из многочисленных организаций международного сообщества, которые выделили обширные ресурсы и так усердно работали над этой миссией”.
Прорыв в обнаружении некоторых обломков “Титана” произошел благодаря использованию глубоководных аппаратов ROV впервые на пятый день поисков после их прибытия морем.
По данным береговой охраны, транспортное средство с канадского судна Horizon Arctic первым достигло морского дна в четверг утром, позже к нему присоединился еще один с французского судна L'Atalante.
Карл Хартсвилл из океанографического института Вудс-Хоул сообщил на брифинге, что обломки были расположены примерно в 1600 футах от носа "Титаника", который затонул в 1912 году, и не было никаких признаков столкновения с его обломками.
“Там гладкое дно. Насколько мне известно и из всего, что я видел, в этом районе нет обломков ”Титаника", - сказал он. – Это согласуется с местоположением последнего сообщения о взрыве в толще воды. Размер поля обломков соответствует тому взрыву в толще воды”.
Надежда найти экипаж живым уже угасала в четверг, когда стало известно, что 96-часовой запас кислорода внутри подводного аппарата, если бы он все еще был цел, подошел к концу.
Также больше не поступало сообщений о “грохочущих” звуках, зафиксированных во вторник вечером и в среду гидроакустическими буями, сброшенными канадскими военными самолетами, - неопознанных звуках, которые, как теперь полагают, не были связаны с инцидентом.
Благоприятные погодные условия на месте поисков способствовали усилиям, и спасатели “максимально использовали это погодное окно”, сообщили в береговой охране.
В последние дни показатели безопасности OceanGate и способность подводной лодки “Титан" выдерживать огромное давление на глубинах более 12 000 футов были поставлены под сомнение, причем отраслевые эксперты и бывшие пассажиры выразили обеспокоенность.
Николай Ротерман, глубоководный эколог и преподаватель морской биологии в Университете Портсмута, Великобритания, рассказал Associated Press, что исчезновение “Титана” высветило опасность и неопределенность глубоководного туризма.
“Даже самая надежная технология может выйти из строя, и поэтому будут происходить несчастные случаи. С ростом глубоководного туризма мы должны ожидать большего числа подобных инцидентов”, - сказал он.
Семья Хардинга, британского исследователя на борту "Титана", раскритиковала компанию OceanGate за многочасовое ожидание, прежде чем предупредить береговую охрану в воскресенье, после того как поняла, что с подлодкой нет связи.
“Это очень пугает. Им потребовалось так много времени, чтобы отправиться их спасать, это слишком долго. Я бы подумала, что трех часов будет как минимум достаточно”, - рассказала The Telegraph Кэтлин Коснетт, двоюродная сестра Хардинга.
Согласно принятой хронологии событий, корабль поддержки Polar Prince потерял связь с Titan примерно в 9:45 утра по восточному времени в воскресенье, но береговая охрана получила первое сообщение о его пропаже только в 17:40 вечера.
Читайте также: Создатель «Титаника» Кэмерон высказался о погибшем батискафе: «Та же чертова идея»