Родственники и друзья людей с пропавшего “Титана” говорят, что "каждая секунда кажется часами", а эксперты предупреждают, что "возможность найти их живыми" исчезает по мере того, как запасы кислорода на подводном аппарате истощаются.
Спасательные команды работают наперегонки со временем, пока в батискафе остается пригодный для дыхания воздух – после того, как в районе поисков были обнаружены шумы.
Глубоководный аппарат пропал без вести недалеко от места крушения "Титаника" в воскресенье, примерно в 435 милях к югу от Сент-Джонса в Ньюфаундленде, Канада.
Береговая охрана США подтвердила, что в районе поиска были обнаружены сильные грохочущие звуки, но добавила, что первоначальный осмотр с использованием подводного оборудования "дал отрицательные результаты". Тем не менее это пробудило новые надежды на то, что пассажиры на борту были живы и, возможно, отчаянно колотили по борту судна в отчаянной попытке быть обнаруженными гидролокатором.
Но с учетом глубины 3800 метров под поверхностью моря и при том, что, возможно, на Земле всего два судна, способных их спасти, время на поиски батискафа неумолимо уходит. Фактически речь может идти о гибели в прямом эфире. Разве что чудо может спасти эту пятерку, запертую в темных глубинах Атлантики, что эксперты сравнили с "пребыванием в космосе".
На борту находятся британский миллиардер Хэмиш Хардинг, 48-летний Шахзада Давуд, его 19-летний сын Сулейман, исполнительный директор и основатель компании OceanGate Стоктон Раш и французский пилот подводного аппарата Поль-Анри Наржоле.
Над поверхностью затонувшего судна остаются в режиме ожидания пять судов, помогающих отчаянным поисковым усилиям, - еще четыре судна береговой охраны США находятся в пути, включая одно судно с медицинским персоналом.
Одна из близких подруг Хардинга Яннике Миккельсен говорит: “Я нервничаю. Меня тошнит от нервов. Я в ужасе, я встревожена. Я не сплю. Я просто надеюсь на хорошие новости. Каждая секунда, каждая минута кажутся часами”.
Тем временем контр-адмирал ВМС Великобритании в отставке Крис Пэрри заявил радиостанции LBC, что надежды найти пропавшее глубоководное судно без "излучающего сигнала" будут попросту "невозможны" в установленные сроки.
“Боюсь, шансы исчезающе малы, – признает адмирал. – Очевидно, мы хотим сохранять надежду и оптимизм, но здесь есть две проблемы - во-первых, надо действительно найти эту штуку, а во-вторых, как, черт возьми, вы собираетесь поднять ее с морского дна. Этого никогда раньше не делали, и я не думаю, что на данный момент у кого-то есть какие-либо идеи о том, как это сделать”.
Ученый доктор Майкл Гиллен, который чуть не погиб во время посещения места крушения "Титаника" в 2000 году, сказал, что попавший в подводную западню экипаж мог использовать чашки, чтобы стучать по борту субмарины для подачи сигнала.
“Если их гидрофон вышел из строя так рано в ходе миссии, менее чем через два часа, что означает, что они так и не добрались до дна, то, по крайней мере, они могли бы взять свои чашки и постучать ими по борту подводной лодки, – говорит доктор Гиллен. – Это то, что я бы сделал, если бы был там, внизу... У них пять человек, они могут поднять настоящий шум, просто постучав по борту, поскольку звук очень хорошо передается в воде”.
Удары, слышимые с интервалом в 30 минут, скорее всего, исходили от тех, кто находится в ловушке внутри подводной лодки и интенсивно колотит по корпусу судна, чтобы их можно было уловить гидролокатором.
Контр-адмирал Джон Можер, который помогает координировать поиски, заявил, что подводный аппарат мог застрять. “У нас на месте нет оборудования, которое могло бы провести обследование дна, – не скрывая пессимизма, заявил он. – Здесь много обломков, так что найти их будет непросто. Прямо сейчас мы сосредоточены на попытках определить его местонахождение”.
Но даже обнаружить локацию пропавшего батискафа – это только полдела. Адмирал Пэрри указал: “Там, внизу, совершенно темно, и к тому же вас заметает много грязи и прочего хлама. С помощью прожекторов вы можете видеть только примерно в 20 футах перед собой. Есть очень сильные океанские течения, которые толкают вас вперед”.
Пока поиски продолжаются, устроившая опасное погружение за огромные деньги компания OceanGate продолжает подвергаться критике. Тот же адмирал Пэрри заявил, что поездка на подводной лодке была "принципиально опасной" и "не имела запасного плана".
"С какой стати вы стали бы использовать сомнительную технологию, где вам фактически приходится отказываться от любого права подать в суд на компанию за эмоциональный ущерб, травму или смерть, выше моего понимания, - добавил адмирал. – Это фундаментально опасно, запасного плана не было, это эксперимент, и я боюсь сказать, что в этом есть элемент высокомерия, если вы хотите пойти на это".
Но еще один эксперт, президент Клуба исследователей Ричард Гэрриот де Кайе, высказал уверенность, что "есть основания для надежды" и что Береговая охрана США делает все возможное, используя все имеющиеся ресурсы.
Читайте также: «Постепенное удушье, переохлаждение и паника»: названо состояние экипажа пропавшего батискафа «Титан»