Подводный аппарат по названием “Титан” эксплуатируется компанией OceanGate Expeditions, которая занимается экспедициями к обломкам знаменитого "Титаника".
По данным OceanGate, Titan – это погружной аппарат весом 23 000 фунтов (10,4 тыс. кг), изготовленный из углеродного волокна и титана, который предназначен для погружения пяти человек на глубину 4000 метров (13 123 фута).
В качестве функции безопасности субмарина использует “запатентованную систему мониторинга состояния корпуса в режиме реального времени (RTM)”, которая анализирует давление на судно и целостность конструкции, заявляет компания. Любые обнаруженные неполадки вызвали бы “раннее предупреждение” пилота, чтобы оставить “достаточно времени для... безопасного возвращения на поверхность”.
В чем состоит разница между обычными подлодками и аппаратом Titan? По данным Национального управления океанических и атмосферных исследований, в отличие от подводной лодки, подводный аппарат имеет ограниченный запас мощности, поэтому ему нужен корабль-носитель.
Подводный аппарат, такой, как пропавшее судно "Титан", является разновидностью плавсредства, но у него есть некоторые ключевые отличия от подводной лодки, продолжает CNN. В отличие от подводных лодок, для запуска подводного аппарата требуется корабль-носитель. По словам совладельца Horizon Maritime, судном поддержки "Титана" был бывший ледокольный корабль канадской береговой охраны Polar Prince.
Подводная лодка также может оставаться под водой гораздо дольше, в то время как подводные аппараты имеют гораздо меньший запас хода, согласно утверждениям компании OceanGate, управляющей экспедицией Titan.
У "Титана" 96 часов системы жизнеобеспечения, и его погружения к обломкам "Титаника" обычно длятся 10-11 часов, согласно сайту компании-оператора – по сравнению с подводными лодками, которые могут оставаться под водой месяцами.
По состоянию на полдень понедельника, по оценкам представителей береговой охраны, кислорода на "Титане" осталось от 70 до 96 часов, что потенциально дает чиновникам время до пятницы, чтобы найти судно и спасти пятерых членов экипажа на борту, подчеркивает CNN.
Корреспондент CBS Дэвид Поуг, в прошлом году по приглашению OceanGate совершивший спуск на "Титане" к месту крушения "Титаника", рассказал, что люк был запечатан снаружи на 17 болтов – другого выхода из аппарата не было.
Поскольку под водой нет GPS, подводный аппарат ориентируется только по текстовым сообщениям с надводного корабля. По словам Дэвида Поуга, во время погружения прервалась связь и была потеряна более чем на два часа.
Пропавший подводный аппарат – это небольшое судно, рассчитанное на пребывание всего пяти человек в течение дня: два часа на дне, несколько часов – на изучение "Титаника" и два часа – на возвращение на поверхность.
В прошлом году основатель туроператора OceanGate Expeditions показал команде CBS внутреннюю часть подводного аппарата, который использовался для посещения обломков "Титаника". На видео CBS показано небольшое помещение, занимающее примерно столько же места, сколько минивэн. В аппарате нет стульев или сидений, и пассажиры сидят на полу, скрестив ноги и сняв обувь перед входом.
Для такого продвинутого подводного аппарата интерьер в основном голый и простой, всего с одной кнопкой и экраном на стене. Остальные операции на судне выполняются с помощью портативного контроллера, который внешне удивительно похож на игровую консоль, дополненную разноцветными кнопками.
В передней части судна есть только один маленький туалет (на флоте он называется гальюн), который "одновременно является лучшим сиденьем в доме", согласно веб-странице компании OceanGate. И когда кто-то пользуется туалетом, он устанавливает занавеску для уединения и "включает музыку погромче". Неудивительно, что, как отмечает CNN, пассажирам рекомендовалось ограничить свой рацион до и во время погружения, "чтобы снизить вероятность того, что вам понадобится воспользоваться удобствами".
Поездка пропавшего подводного аппарата к обломкам "Титаника" была последней экспедицией из пяти подобных туров, запланированных на этот год.
В OceanGate Expeditions расхваливали каждое восьмидневное путешествие как “уникальный опыт”, который также помогает научному сообществу, поскольку "всякое погружение также преследует научную цель".
Вот как выглядел краткий обзор маршрута:
День 1: дайверы прибывают в Сент-Джонс (Ньюфаундленд), знакомятся с экипажем экспедиции и садятся на корабль, который доставит их к месту крушения "Титаника". Polar Prince был кораблем поддержки, который перевозил экипаж для текущей миссии.
День 2: корабль продолжает путь к месту погружения в cеверной части Атлантического океана. Руководитель экспедиции знакомит путешественников с информацией по технике безопасности и логистике погружений. Научная команда и эксперты по контенту также рассказывают дайверам о том, что они могут обнаружить во время погружения.
День 3-7: погружение начинается в зависимости от морских условий. Окончательная проверка погружения проводится перед тем, как члены экипажа поднимутся на борт пятиместного подводного аппарата Titan. Те, кто не погружается в первый день, "будут задействованы в других областях дайв-операций – например, в управлении шлюпкой, оказании помощи руководителю экспедиции, сборе средств массовой информации", – говорится на веб-сайте компании. Для тех, кто находится на борту "Титана", спуск занимает около двух часов, и члены экипажа будут помогать пилоту "со связью и отслеживанием, делать заметки для научной команды о том, что вы видите за пределами иллюминатора, смотреть фильм или обедать", – говорится в сообщении. "Скоро вы достигнете глубины и, немного поплавав по морскому дну и полю обломков, наконец увидите то, чего так долго ждали: “Титаник». Бортовой эксперт по контенту укажет на ключевые особенности затонувшего судна и животный мир во время осмотра затонувшего судна", – сказано в сообщении. "Наслаждайтесь часами изучения места крушения и обломков, прежде чем совершить двухчасовой подъем на поверхность", – говорится на веб-сайте.
День 8: корабль совершает 380-мильное путешествие обратно в Сент-Джонс.
На 2024 год было запланировано еще пять экспедиций.
Характерно, что предыдущий опыт дайвинга не требуется, прежде чем присоединиться к экспедиции OceanGate для посещения обломков "Титаника". Чтобы стать специалистом миссии, заявителям должно быть не менее 18 лет на момент начала поездки, и желающие побывать на морском дне должны заплатить 250 тысяч долларов.
"Вам не нужен никакой предыдущий опыт [дайвинга]! – говорилось на сайте компании. – Вы узнаете все, что вам нужно знать для погружения, на борту экспедиционного судна, и мы поможем вам подготовиться к экспедиции, прежде чем вы присоединитесь к нам на корабле".
Кандидаты должны "иметь возможность прожить на борту экспедиционного судна неделю" и "быть в состоянии продемонстрировать базовую силу, равновесие и гибкость", говорится на веб-сайте.
По данным OceanGate, из пяти человек на борту подводного аппарата обычно находятся один пилот, три специалиста миссии и один эксперт по контенту.
Читайте также: Названы вероятные причины загадочной аварии подводного аппарата с бизнесменом Хардингом близ «Титаника»