В результате огромного сброса воды из водохранилища уровень Днепра вниз по течению поднялся в день подрыва дамбы, 6 июня, на 12 метров. Полностью затопленным оказалось село Корсунка; по крыши затопило город Алешки, населенные пункты: Днепряны, Крынки, Казачьи Лагери; на 80 процентов затопило город Голую Пристань. Как минимум 7 человек, пастухов, пасших скот, пропали без вести, больше 1000 эвакуированы и еще 100 нуждаются в эвакуации. В общей сложности на подконтрольной России левобережной территории оказалось затопленными 2,7 тысячи домов. В самой Новой Каховке в своих домах из-за затопления территории оказались заблокированы до сотни человек.
По данным, поступающим с подконтрольной Украине части Херсонской области, на правом берегу Днепра затопленными оказались 1852 дома, эвакуировано около полуторы тысяч жителей Херсона, проживавших в районе Корабел.
По словам мэра города Новая Каховка (административного центра Каховского района Херсонской области) Владимира Леонтьева, избежать крупных человеческих жертв в Херсонской области удалось лишь потому, что плотина разрушалась постепенно.
К утру 7 июня вода немного отступила от населенных пунктов, – ее уровень в реке упал на полметра. Однако, по словам специалистов, Херсонской области еще предстоит испытать серьезнейшие последствия наводнения.
Комментарий эколога и специалиста в области охраны природы, члена-корреспондента РАН, заместителя директора Института географии РАН, доктора географических наук Аркадия Тишкова:
Выделю пять особенностей данного наводнения. Первая – это специфика самого водохранилища. Оно – последнее на Днепре, занимает его низовья, так называемые Днепровские плавни – густонаселенные, аграрные земли. Адаптация прибрежной зоны, расположенной ниже ГЭС, предусматривает плюс-минус 3 метра в зависимости от сезонных колебаний.
Однако 6 июня уровень воды поднялся здесь в несколько раз больше нормы. Поэтому в зону затопления попали десятки населенных пунктов: какие-то ушли под воду полностью, другие – оказались затопленными по крыши. Увы, последствия стихии здесь будут очень серьезными: и гибель людей, и загрязнение воды, и разрушение инфраструктуры жилой зоны и сельхозугодий.
Второй особенностью, по степени возможных негативных последствий, я бы назвал резкое падение уровня воды в самом водохранилище. Оно, безусловно, скажется на водоснабжении и орошении земель в регионе. За счет этого водоема шло наполнение сразу нескольких каналов: Северо-Крымского, Днепропетровск-Кривой Рог, Верхнерогачинский и др. Общий объем забора воды из него – около 900 кубических метра в секунду. Крым реально может вновь остаться без воды.
Третье – подрыв Каховской ГЭС (при условии, что сама дамба не будет разрушена) ставит под угрозу возможность полноценного охлаждения реакторов Запорожской АЭС. Вообще, у АЭС есть своя, автономная система охлаждающих бассейнов и напрямую с Каховском водохранилищем она не связана. Но общее понижение его уровня не может не сказаться на состоянии поверхностных вод региона, в том числе и альтернативных источников для охлаждающих бассейнов АЭС.
Четвертое – катастрофическое наводнение в густонаселенном регионе и ниже по течению приведет в химическому и биологическому загрязнению среды. Будет размыта локальная и коммунальная канализация, склады химического сырья и удобрений, места захоронения отходов и бытового мусора. Однозначно это приведет к дефициту питьевой воды, вспышкам заболеваний и ухудшению общей санитарно-эпидемиологической обстановки в регионе, тем более в жаркое время.
Пятое – водохранилище, и в целом Днепровские плавни, – уникальное водно-болотное угодье международного значения. Все, что мы видим сейчас, происходит в период массового гнездования водоплавающих птиц. Одни из них теряют гнезда из- за затопления, другие лишаются кормовых водных угодий. Страдают ценные в природоохранном отношении земли и акватории.
Нерегулируемый сброс воды в таких объемах – всегда катастрофа для населения, хозяйства и природы как ниже по течению, так и по берегам «худеющего» в основном мелководного водоема.
Читайте также: Политолог оценил трагедию на Каховской ГЭС: "Киев планировал подрыв при поддержке Запада"