Число погибших в Новосибирске выросло до шести — после взрыва газа в жилом доме обрушились два подъезда и вспыхнул пожар. Основная версия ЧП — утечка газа: люди жаловались на запах неоднократно, в том числе за несколько часов до трагедии. Такой эпизод — далеко не первый в России и, по мнению специалиста, есть все основания опасаться, что трагедии будут повторяться.
— Я часто пугаю собеседников тем, что прогнозирую увеличение таких случаев. Всё закономерно. Обратите внимание — участились взрывы домов одного возраста, это здания 1950-60-х годов постройки. Они не плохие, просто устарели. За газовым оборудованием нужен уход, а его нет, — объяснил в беседе с корреспондентом «МК» президент Городского центра экспертиз Александр Москаленко. Он добавил, что есть и другая группа риска: дома, построенные в середине 1990-х годов, когда в стране царил хаос, и за формальностями плохо следили, ставили колонки где попало.
По словам Москаленко, все упирается в специфику эксплуатации: в СССР собственником жилого фонда было государство, и перед заселением в квартиру каждый человек обязательно ходил в ЖЭК и получал инструкцию, как пользоваться газовым оборудованием. Сейчас этого инструктажа нет, на государственном уровне это не регулируется, и нередко сложно понять, кого «назначить» ответственным за происшествие.
— Есть важный нюанс: старость самого дома не так критична. Стояк, который в подъезде, практически не гниёт, особенно если за ним следит управляющая компания. Проблема в том, что когда люди меняют газовые плиты, они даже инструкции не читают! И не всегда знают, какие ручки крутить можно, а какие нельзя. Если поменять на новую плиту правильно, то все будет хорошо. Не забывайте: раз в год — оптимальный срок проверки, обязательно приглашайте специалистов! Проверяйте, откуда они, — в газоснабжающей организации легко подскажут, к кому обратиться.
Александр Москаленко добавил, что важнейшее значение имеет внимательность самих жильцов — иногда, по словам эксперта, трагедию можно предотвратить даже в последний момент.
— Лучший индикатор — наш нос: можно обвешать квартиру датчиками, но это дорого и сложно. Всё проще: в газ специально подмешивают пахучее вещество, чтобы человек вовремя забил тревогу. И вот тут — главный момент: когда мы чувствуем запах гари, мы удивляемся, хотя надо убегать! Не крутить никакие ручки, не включать свет. Хватать семью, животных и документы — и бежать из дома, а потом звонить в газовую службу. Поверьте, если они услышат про запах гари, то примчатся сразу же. Помните: запах газа — это не только утечка в вашей квартире, это риск для всего подъезда. Мы стесняемся стучать соседям, хотя надо! Это может спасти целые подъезды.
Эксперт резюмировал: риск газовых трагедий нарастает, поскольку система продолжает устаревать, а охват газоснабжением увеличивается: у нас программа газификации всей страны. Соответственно, нагрузка увеличивается.