Еще в 2020 году швейцарская прокуратура прекратила расследование об «отмывании преступных доходов российских чиновников». Как тогда заявили в прокуратуре, дело было закрыто в связи с недоказанностью преступления. Теперь швейцарские банки разморозили средства «фигурантов». Билл Браудер в очередной раз громко проиграл. Пресловутый «Закон Магнитского» никуда не делся. Мир почему-то не вздрогнул от того, что западное правосудие в столь суровый для России час встало на сторону россиян. Суть решения: швейцарский суд апелляционной инстанции дезавуировал обвинения бывшего главы фонда Hermitage Capital в адрес ряда граждан России. Суд вынес решение об отсутствии оснований для ареста и конфискации швейцарских активов фигурантов раздутого Браудером «Дела Магнитского». Теперь власти Швейцарии вернут 55% из замороженных средств Ольге Степановой и ее супругу Владлену Степанову. По информации Daily Beast, речь идет о $5,5 млн. Около $37 млн вернут Дмитрию Клюеву. Еще $8,1 млн получит предприниматель Денис Кацыв.
Швейцарский иск Браудера – самое первое дело, с которого началось юридическое закрепление легенды Браудера. Предполагается, что факт возбуждения этого дела был использован в Конгрессе США для окончания лоббирования пресловутого «Закона Магнитского».
10 лет бился Билл за юридическую легализацию своей легенды о хищении $230 млрд из российской казны и отмывании этих денег на Западе. Внук коммуниста, человек, который сделал свое состояние на сомнительных операциях с акциями ведущих госкорпораций России, стал разоблачителем коррупции и борцом за права человека в тот момент, когда против его деятельности в России были начаты расследования. Скрылся в Лондоне и развернул PR-кампанию по дискредитации страны, в которой до этого сумел нажить капиталы. На основании компании в информационном пространстве сформировался образ некой российской ОПГ, якобы умертвившей Сергея Магнитского. Россия понесла огромные репутационные и финансовые потери.
«Можно, конечно, считать русофобию мифом или пропагандистским приемом. Но посмотрите на карьеру Браудера – это самая настоящая дистиллированная русофобия и есть. Выходец из семьи правоверных коммунистов не стесняясь спекулировал акциями. Потом, когда эпоха лёгких денег подошла к концу, лоббировал мерзкий «Закон Магнитского», открыв сезон охоты на Россию», – считает российский публицист Сергей Мардан.
В итоге были приняты санкционные "акты Магнитского" против многих российских лиц. Возбуждены уголовные дела об отмывании денег, похищенных из российской казны. Почему-то никого не смутил тот парадокс, что деньги, по заявлению Браудера, потерял бюджет России, а потерпевшими при этом признали самого Билла и его Фонд Эрмитаж. Швейцария заморозила активы россиян, которых Браудер увязал с «делом Магнитского».
С учетом политического контекста большинство западных стран легко приняли на веру «легенду Браудера». Санкции на фигурантов «дела Магнитского» наложили и Англия, и США. Представители англосаксонского права, между тем, отложили решения по аналогичным швейцарскому искам Браудера. Вероятно, закрыть их с точки зрения политических рисков нельзя, а довести до победы Браудера невозможно. И возникнет ли фактор преюдиции? То есть «обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением по другому делу, в котором участвуют те же лица».
«Главное, что нужно понимать исходя из практики подобных процессов – у проигравшей стороны ввиду слабых перспектив и огромных материальных расходов пропадает повторное желание идти в суд», – поясняет старший партнер юридической компании ««Делькредере» Денис Юров.
Так что прижимистый Браудер вряд ли снова захочет тратить свои деньги. А новых спонсоров под «кейс Магнитского он вряд ли найдет.
Итак, швейцарский суд признал, что преступной организации, вовлеченной в так называемое «дело Магнитского», не было. Кстати, и фонд Hermitage Capital больше не считается потерпевшим. Таким образом, суд полностью закрыл уголовные дела в отношении Дмитрия Клюева, Дениса Кацывы, Ольги Степановой и ее мужа Владлена Степанова.
Но ведь именно на основании этих дел были сформированы санкционные списки США и Великобритании. Что теперь будет с этими списками? Швейцарский суд фактически доказал, что российские граждане невиновны. Будем ли мы ждать беспристрастности от англосаксов?
Кстати, сам Браудер давно перестал вспоминать самого Сергея Магнитского и одноименный закон. Но его «тяга» к России никуда не делась. На форуме в Давосе Браудер хотел призвать страны Запада использовать замороженные миллиарды России для вооружения Украины. Но, как с горечью признал сам Браудер, организаторы персонально для него повысили взнос за участие в три раза. До 250 тысяч долларов. Видимо устроители респектабельного Давоса решили осадить токсичного оратора.
Важно понять историческое значение решения швейцарского суда. "Закон Магнитского" действовал еще до Крыма. Он носил явный антироссийский характер. На фоне последних событий решение швейцарского правосудия никому не выгодно афишировать. «Закон Магнитского» стал спусковым крючком для антироссийских действий Запада, став легальной основой для дискредитации и сегрегации России как субъекта международного права. По мнению Сергея Мардана, «целью «Закона Магнитского» было сделать нашу страну репутационным изгоем. Все последующие решения и информационные кампании преследовали ту же цель. Можно сказать, что если бы не было «Закона Магнитского», не было бы и сегодняшних санкций. Западное общество было к ним технично и заблаговременно подготовлено». К чему приводит ситуация, когда Россия вынуждена доказывать свой суверенитет, можно наблюдать ежедневно. В свете решения швейцарского суда вопрос: «кто начал?» теперь можно рассматривать под другим углом.