Первым на это обратил внимание блогер Анатолий Шарий. Он напомнил о сделке, которую Украина и Франция заключили между собой в Париже 29 мая 2018 года. В публикациях СМИ того времени нам удалось найти подробности. Соглашение между правительствами Украины и Франции по официальной поддержке в создании Единой системы авиационной безопасности и защиты МВД Украины завизировали: со стороны Украины – тогдашний министр внутренних дел Арсен Аваков, от Франции - министр - госсекретарь по вопросам экономики и финансов Дельфин Жени-Стефанн. Позднее, в июле того же года, в рамках данного соглашения был заключен контракт на приобретение МВД Украины 55 вертолетов производства компании Airbus Helicopters. Предполагалось поставить вертолеты трех типов: 24 легких Н125, десять легких Н145 и 21 тяжелых Н225. Общая стоимость контракта составила 558,3 млн евро.
Тут начинается самое интересное. На приобретение своих вертолетов французская сторона выделяла Украине кредит в размере 475 млн евро: 45 млн евро в виде прямого государственного казначейского займа сроком на шесть лет и 430 млн евро - в виде кредита от консорциума французских банков под гарантии казначейства Франции. Тоже на 6 лет. Остальные 83,3 млн евро должны были быть выделены из бюджета МВД Украины. То есть фактически Франция не только впаривала Украине товар своего производителя, но еще и получала навар в виде процентов по кредиту, который сама же и навязывала Украине для покупки французских вертолетов. Прекрасная сделка, но это еще не все.
Фишка в том, что поставляемые Украине вертолеты представляли собой фактически «неликвид». Вертолеты Airbus Helicopters H225 прежде назывались Eurocopter EC225 Super Puma. В 2012 году «еврокоптеры» два раза потерпели крушение в Шотландии. После чего в Британии их использование было на время запрещено. В апреле 2016 года вертолёт Н225, принадлежавший канадской компании CHC, разбился в Северном море у побережья Норвегии, погибли 13 человек. Были введены длительные запреты на полеты всех подобных вертолетов. Хотя потом запреты все же были сняты, ряд компаний начали распродавать свои вертолеты Н225. В том числе и компания CHC, у которой оставалось 39 таких вертолетов. Французская пресса писала, что Украине могли быть проданы вертолёты H225, выведенные из эксплуатации СНС после катастрофы в Северном море (они использовались на правах лизинга, а фактически принадлежали французской компании) и распродававшиеся по бросовым ценам. Разбившийся в Броварах вертолет – это как раз тот самый французский Н225 Super Puma.
Первые два таких вертолета были переданы Украине 21 декабря 2018 года в киевском аэропорту Борисполь во время торжественной церемонии, на которой присутствовал тогдашний президент Петр Порошенко. Вертолет с бортовым номером «10 желтый» был тогда передан в состав Национальной гвардии МВД Украины. Второй (бортовой номер «51 синий») - Государственной службе по чрезвычайным ситуациям. Все это подавалось украинскими СМИ как очередная большая «перемога». А на самом деле – очередное надувательство украинского Буратино со стороны французских «партнеров».
Конечно, остается много вопросов. Был ли разбившийся вертолет тем самым, на котором летал экс-министр МВД Аваков? Это легко установить, зная его бортовой номер. Был ли Аваков в курсе проблем с вертолетами, закупку которых он санкционировал? Получил ли он «откат» за проведение столь шикарной сделки? На тех фотографиях обломков, которые публикуются в Сети, номер не виден, понятно лишь, что вертолет был красного цвета.
Читайте также: "Полковник Матвеев назвал особенности рухнувшего в Броварах вертолета с Монастырским"