22 декабря днем в заливе Усть-Погромный на Красноярском водохранилище на лед выехал автомобиль «Жигули», в которой находились пара – 40-летняя женщина и 38-летний мужчина. Они решили переехать Красноярское водохранилище на машине. В какой-то момент автомобиль провалился под лед. Водитель успел вылезти, его подруга, сидевшая на пассажирском месте рядом, – нет. Выбравшись, мужчина добежал до людей и сообщил о трагедии в экстренные службы. Но помочь женщине уже было невозможно.
Телеграм-каналы сообщили, что это была романтическая поездка, которую устроил мужчина своей возлюбленной. Почему он выехал с ней на лед, где не было официально открытой переправы, предстоит разбираться следователям.
Вообще, подобные «провалы» на Красноярском водохранилище происходят нередко. В апреле, например, там провалился под лед автомобиль «Нива», примерно в 50 метрах от берега. Машину, кстати, удалось вытащить, пострадавших не было – водитель смог быстро выбрался из тонущей техники.
Не далее, как 21 декабря МЧС России напомнило россиянам о смертельной опасности выхода и выезда на лед водоемов. Увы, наши граждане подчас бывают легкомысленны, надеясь на «авось», что стоит кому-то жизни.
Согласно цифрам МЧС, с начала ледостава в этом году провалились под лед и не смогли выбраться уже 33 человека, включая трех детей. «Практически все случаи произошли в местах, где выход на лед запрещен», – уточнил директор департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России Ринат Еникеев.
Таких несанкционированных мест выхода людей на лед спасателями было выявлено более 1700, а мест, куда было нельзя выезжать на технике на лед, но люди все равно ехали, зафиксировано 76. Только по счастливой случайности они никуда не провалились. То есть, случаев выезда на лед со смертельным риском – пруд пруди.
Советник председателя исполкома Россоюзспаса Владимир Федорович, с которым побеседовал «МК» о таких происшествиях, подчеркнул, что выезжать автомобилям на лед можно только там, где официально открыты ледовые переправы.
– Существуют определенные требования, чтобы такие переправы были безопасны, – объясняет Федорович. – Во-первых, лед должен быть прочным и определенной толщины – для легковых автомобилей не менее 20 см, а оптимальная толщина 30 см. Для внедорожников это еще больше. И, соответственно, ледовые переезды должны быть проверены и маркированы. Переправляться по льду водоемов можно только там.
– Что нужно сделать водителю и пассажирам, чтобы, если, не дай бог, машина провалится, выбраться из нее живыми?
– Когда вы выезжаете на лед на автомобиле, в первую очередь, необходимо отстегнуться от ремней и приоткрыть двери. Потому что в тот момент, когда машина провалится под лед, вы в таком случае можете успеть выскочить из нее. Скорость при движении по льду должна быть не более 10-15 км в час. А дистанция между двумя машинами, которые едут по льду, – не менее 100 м. Это связано с тем, что должны учитываться определенная нагрузка на лед, а также вибрация, сжатие, возможные физические воздействия на лед от автомобиля. Все эти правила указаны в наставлениях для водителей, инструкциях МЧС по переправам, которые есть в открытом доступе.
– Можете предположить, почему эта женщина не смогла спастись, а водитель выбрался? Почему он ее не смог спасти?
– Не надо забывать, что, во-первых, вода очень холодная. Его вода вытолкнула, а женщина осталась в машине, которая продолжала тонуть. А нырять у него уже не получилось. У пассажирки могла быть закрыта дверь, она могла просто растеряться... А мужчина смог сориентироваться; возможно, у него было открыто окно. Кстати, двери под водой, если вы их заранее не открыли перед выездом на лед, у вас уже не откроются. Из-за того, что под водой вырастает давление. Дальше вам остается одно: попытаться выплыть из салона в открытое окно, но это при условии, если оно открыто. А у современных машин, как правило, стеклоподъемники завязаны на работающем двигателе. Когда машина вырубится, вы даже стекла не поднимете. А чем бить стекла? Стеклобоя, как правило, у людей с собой нет. Никто ведь не возит их с собой… Причем, нужно действовать в условиях ограниченного времени и стресса. Поэтому лучше не рисковать жизнью, своей и пассажиров, а переезжать водоем по льду строго по официальным переправам.