Жители Цибанобалки говорят о Лысакове как о спокойном человеке, который был «весь в себе». При встрече первым здоровался, всегда улыбался. Агрессивным мужчина не был.
— Я больше знала его родителей, они всю жизнь в Цибанобалке жили, были трудягами, — рассказывает местная жительница Елена. — У Олега есть родная сестра, племянники. Он сам — человек нелюдимый. Как у нас говорят, «застрял в прошлом».
Лучшие его годы пришлись на советское время. Об этом он часто вспоминал, стоя в очереди в магазине. Говорил, что «в СССР было много ресурсов», что «люди платили за коммуналку копейки». И «сейчас недра должны принадлежать народу, цена должна быть адекватной».
У нас его считали чудаком. Никто на его разговоры особого внимания не обращал. Но ворчит человек, и ворчит. Мало ли у кого какие тараканы в голове. Никто и подумать не мог, что он начнет стрелять.
Дом, по рассказам сельчан, у Лысакова хоть и был каменным, но, по местным меркам, достаточно скромный.
— Он ездил на велосипеде, дома у него были две собаки, мужики говорили, что он раньше увлекался охотой, но в последние время никуда не выезжал, — делится с нами жительница Цибанобалки Галина. — Кого-то из его домочадцев я не видела, у меня сложилось впечатление, что он жил один. На доме у него всегда висел флаг СССР. Нам не казалось это странным.
Сейчас прошла информация, что он мог быть членом некой организации «Граждане СССР» (признана в России экстремистской и запрещена. — Авт.). Мы начали анализировать его поведение и пришли к выводу, что он, действительно, иной раз вел себя неадекватно. Все повторял, что «родился в СССР», что «государство у него в долгу».
Но, по рассказам сельчан, ссор и драк Лысаков никогда не затевал.
— У меня сын в школу ходил через его дом, все время застревал около его ограды, — делится с нами Юля, которая живет на соседней улице. — У Лысакова во дворе всегда было много живности: кошки, котята.
Как говорят соседи, газ Лысакову отрезали же давно. А ныне коммунальщики нагрянули к нему, чтобы отключить электричество и воду за неуплату.
— Он три года не платил за коммуналку, на него трижды накладывали судебные взыскания, — рассказывает живущая по соседству Галина. — Но он игнорировал все эти решения. Сумма долга, в общем-то, была небольшая — около 50 тысяч, еще 20 тысяч — пеня и штрафы.
Как рассказывают соседи, в тот день, когда к Олегу Лысакову приехали коммунальщики, он сам вызвал участкового. Тот приехал на вызов вместе с 27-летним стажером. Сначала они говорили в спокойном тоне, потом между ними возникла ссора. Пенсионер полоснул ножом по бедру участковому, а потом и по руке стажеру. И закрутилась криминальная драма.
Лысаков забаррикадировался дома.
—Участковые вызвали подкрепление. Приехал наряд полиции, ОМОН. Тут половина улицы, вплоть до магазина, была заставлена машинами, — рассказывает местный житель Михаил. — С Лысаковым пытались говорить сотрудники оперативно-следственной группы, в ответ он достал «гладкостволку» и начал отстреливаться со второго этажа. Ранил в ногу полицейского, едва не попал в сотрудника Следкома. Осада длилась около 6 часов, потом в ходе штурма, уже ночью, Лысакова обезвредили — застрелили. Понятые рассказывали, что на нем был охотничий жилет с патронами. Сдаваться, по всей видимости, он не собирался. В доме обнаружили целый арсенал ножей.
В обстоятельствах происшедшего разбираются сейчас следователи. В отношении 56-летнего Олега Лысакова возбуждено два уголовных дела. Он подозревается в посягательстве на жизнь сотрудника краевого следственного управления (ст.295 УК РФ), а также в применении насилия в отношении двух сотрудников отдела МВД России по Анапскому району (ч.2 ст.318, ч.2 ст.318 УК РФ). Ему проведут посмертную психиатрическую экспертизу.