"Су-30СМ" – многоцелевой истребитель поколения «4++» - серийно строится на Иркутском авиазаводе. Это хорошо отработанная модель истребителя, созданная для российских ВВС на базе экспортной модели самолета "Су-30МКИ" и "Су-30МКА". Экипаж – 2 человека. В кабине они сидят друг за другом. Выпущено несколько сотен экспортных самолетов этой марки.
На заводе-изготовителе каждый собранный самолет проходит цикл заводских испытаний. Самолет пилотируют, как правило, очень опытные летчики-испытатели. Это асы, каждый из которых не раз оказывался в сложных ситуациях, и знает, как из них выйти.
Как рассказал «МК» пилот с 40-летним стажем Владимир Сальников, если полет "Су-30СМ" проходил на высоте свыше 3000 метров, а летчики были не в гермошлемах, то в случае разгерметизации кабины летчики могли потерять сознание.
– Но, насколько я знаю, испытательные полеты всегда выполняются в противоперегрузочных костюмах и гермошлемах. Если в данном случае все так и было, то возможна неисправность кислородной системы, – сказал пилот.
В свою очередь эксперт в области авиационной медицины на условиях анонимности сказал «МК», что потеря сознания у членов экипажа возможна, как правило, в двух случаях:
– Либо это разгерметизация на высоте более 3000 метров, либо неисправность в системе подачи воздуха. Учитывая, что в испытательных полетах летчики уже с земли дышат кислородом, то возможны несколько вариантов: или кто-то что-то не включил, или поступала некондиционная воздушная смесь. Все эти варианты, думаю, будут расследовать.
В истории советской военной авиации известен случай, когда весь экипаж транспортного самолета "Ан-12" из-за разгерметизации кабины потерял сознание и несколько часов летел на автопилоте. В конечном итоге при снижении сознание вернулось, и летчики посадили самолет. К сожалению, в Иркутске все закончилось трагедией.