— Я думаю, что здесь действовали подводные специалисты-диверсанты, — говорит Дандыкин. — Работали под прикрытием какого-то судна, которое могло быть замаскировано под грузовое. Это — экономическая зона Дании и Швеции. Этот регион насыщен и гражданскими, и военными судами. Недавно там был замечен экспедиционный отряд кораблей ВМС США. Корабли ходили, изображали учения. Если в Черном море глубины под 2000 метров, то в Балтийском — сравнительно небольшие — 100-150 метров. Для водолазов-глубоководников это не проблема.
Эксперт не исключает, что диверсантов к нужному месту могла доставить одна из малых подводных лодок специального назначения.
— Это достаточно секретные службы. У нас подобная лодка-малютка находилась в Черном море еще в 80-х годах. Занимались глубоководными исследованиями. На ней была барокамера, которая стопорилась на якоря. И специалисты работали на глубинах до 300 метров, потом заходили для декомпрессии. Многие из гидронавтов потом получали звание Героев России. Есть подобные лодки и в Великобритании, и в США.
— Для диверсии могли быть использованы необитаемые подводные аппараты?
— И подводные роботы могли быть задействованы. Но мне все-таки сдается, что это дело рук человеческих. Были задействованы силы спецопераций.
— Взрывчатку могли заложить заблаговременно?
— Диверсанты могли пройти декомпрессию на 150 метров, заложить мощные заряды, установить на определенный период времени, и они сработали. Были выведены из строя 3 нитки трубопровода из 4. Еще пять лет назад это считалось бы чрезвычайнейшим событием, по сути это ведь терроризм.
Капитан 1-го ранга Василий Дандыкин вспоминает, как в 1953 году, во время коронации Елизаветы II, на нашем крейсере «Свердлов», который прибыл в Англию, удалось предотвратить диверсию.
— Наш крейсер хотели взорвать, но вовремя сработали наши боевые пловцы. Там погиб известный английский диверсант. Наши моряки просто провернули винт на крейсере, и его порубило на куски.
— Кому было выгодно, чтобы газопроводы были выведены из строя?
— Как американцы, так и британцы не скрывали своей заинтересованности в проблемах газопроводов. Подрыв «Северного потока – 1» и «Северного потока – 2» — это «привет» Германии, месть немцам за дружбу с Россией. За то, что они, не смотря на колоссальное давление, все-таки довели вместе с нами трубопровод «Северный поток – 2». У стороны, организовавшей подрыв, была задача вывести немецкую экономику из пятерки ведущих экономик мира. Также Германии дали понять, что она должна шагать в строю и делать то, что положено. Помогать Украине оружием, поставлять основные боевые танки. В любом случае, европейские беды сулят США огромные выгоды.
— Как сейчас будет проходить расследование? Датские и шведские власти, по идеи, должны создать межправительственную комиссию. Наших специалистов допустят на место?
— Нет, конечно, мы же находимся под санкциями. Ясно, что не признается ни США, ни Великобритания. И вся остальная челядь, которая находится около них, тоже будет молчать. Между тем, под ударами могут оказаться другие южные газопроводы – «Голубой поток» и «Турецкий поток». Они, как известно, поставляют российский газ в Турцию и ряд европейских стран.
Контр-адмирал Александр Берзин больше склоняется к версии, что для подрыва «Северного потока – 1» и «Северного потока – 2» был использован подводный управляемый аппарат.
— В подводных силах многих государств есть аппараты, способные это сделать. К нему подвешивается глубинная бомба, он опускается, управляется с надводного корабля. Выпускает мину или бомбу, а потом они подрываются. Место расположения трубопровода известно вплоть до сантиметра. Корабль может это сделать не останавливаясь, на ходу. Подводный аппарат может быть выпущен также и с подводной лодки. Сейчас специалисты будут брать пробы грунта, чтобы определить, какое использовалось взрывное устройство. Другое дело, что результаты расследования мы можем и не узнать.
— Восстановить поврежденные газопроводы быстро не получится?
— На это уйдет и год, и больше. Разрушения там значительные. Нужно будет получить разрешение на проведение ремонтных работ. Найти корабль, нужные средства, чтобы обеспечить его стабилизацию и начать укладку новых труб. Все это непросто, тем более в текущей политической ситуации. А сейчас еще начинается осенне-зимний период, шторма.