Виктор воспитывал сына Максима с 12-летнего возраста, после того, как ему передала ребенка бывшая жена. С ней мужчина развелся, когда мальчику было 4 года. Первое время ребенок жил с мамой и отчимом, но Виктор поддерживал с ним связь.
По словам друга семьи, «парень рос непутевым, безобразно себя вел, плохо учился, воровал деньги у отчима», и тот не выдержал и велел отдать пацана его родному отцу, «чтоб тот сам с ним мучился». В итоге мать спихнула мальчишку Виктору, а сама осталась жить с новым мужем и их общим ребенком в городе Белогорске, что в 120 км от Благовещенска. Мальчик иногда виделся с мамой.
– У Виктора не было нормальной работы, так, где-то подрабатывал... И выпивал, – рассказал «МК» знакомый семьи. – Жил он на тот момент, когда ему отдали Максима, со своей мамой. Мне в этой ситуации больше всех ее жаль – она волокла их обоих. А мама Максима, кстати, не платила алименты и минимально участвовала в жизни сына финансово.
Бабушка пыталась воспитывать внука, но у нее это плохо получалось. Парень никого ни во что не ставит, ни бабушку, которая его кормит-поит-одевает, ни отца. Именно бабушка его устроила сначала в школу хорошую, а когда он кое-как окончил 9 классов – в колледж, на «платку». Максим год отучился с горем пополам, а весной сказал, что далее учиться не будет. Сказал, что лучше будет работать, хотя никакими поисками не занимается, сидит ночами напролет за компом, играет.
– Виктор раньше бил сына?
– Сын, как подрос, сам уже стал побивать отца. Такие вот у них отношения. А здоровье у Виктора уже подорвано алкоголем, поэтому он не мог отвечать подросшему сынку. И уже стал его побаиваться. Видимо, поэтому и схватился, в конце концов, за нож. Тем более, что они втроем живут в однокомнатной квартире, и сын, видимо, мешал им тем, что ночами играл в компьютер. Играет до 6-7 часов утра, а потом спит до 18 часов...
В ту ночь пацан, как обычно, сидел за компьютерной игрушкой. Папа стал в очередной раз взывать к нему, а сын его, как обычно, стал посылать. Тогда Виктор пошел на кухню и взял нож. Вернулся и приставил его к горлу сына. Тот всерьез не воспринял действия отца, но ему это не понравилось и он ударил его. Это стало последней каплей – Виктор всадил сыну нож в грудь.
Максим находится сейчас в больнице с проникающим ножевым ранением.
– Максим, насколько я знаю, звонил вчера родственнику из больницы, и сказал, что с ним все в порядке, – говорит знакомый. – И что он «засадит отца в тюрьму».
В настоящее время Виктор помещен под стражу, возбуждено уголовное дело о причинении тяжкого вреда здоровью. Ему грозит до десяти лет лишения свободы.
Бывший одноклассник так отозвался о Викторе:
– Он был достаточно веселым парнем. Не скажу, что он был конфликтным, но любил пошутить над одноклассниками. Потом занимался грузоперевозками, у него была большая фура... Сын к нему часто приезжал из Белогорска, когда еще не переехал к нему окончательно, и Виктор как-то обронил фразу: «Он от меня без ума и хочет быть похожим на меня!» Я так понимаю, что он любил сынишку. Судя по всему, позже у них испортились отношения.
Психолог Евгений Идзиковский разъяснил «МК», возможно ли бороться с игроманией среди подростков?
– Единственный способ как-то отвадить ребенка от компьютера – это подавать ему свой личный позитивный пример того, что можно жить полной интересной жизнью, что-то делать, чего-то достигать и развиваться.
Если ребенок видит, что родители пришли с работы, с пивом или без сели напротив телевизора и потом легли спать, то он резонно считает, что, когда он не в школе, то он тоже имеет право вот так развлекаться и расслабляться, как ему нравится, не прилагая при этом больших усилий.
В данном случае, как я понимаю, папа не делал ничего, чтобы показать сыну положительный пример. Проблема в том, что компьютерные игры сейчас являются таким развлечением, которое дает наибольшую дофаминовую привлекательность для мозга (дофамин вызывает чувство удовольствия и желание повторить), и поэтому они вытеснили для некоторых подростков все остальное. Если нечего делать, то хотят развлекаться. Поэтому выход здесь только один – вовлекать подростка в какие-то другие активности, которые смогут заменить ему по получаемому удовольствию компьютерные игры.