— Кто-то из ребят в нашем внутреннем чате сообщил о том, что ведутся поиски вертолета недалеко от нашего района, — рассказывает Михаил Прилуков. — Мы тут же собрались. И всемером, захватив собаку, на двух УАЗиках, выехали на помощь спасателям. Мы уже знали, какие квадраты обследуют сотрудники МЧС. Подключились к поискам, видели следы снегоходов. Там, где летали беспилотники, встретились с сотрудниками МЧС. Потом они с нами связались и сообщили, что вертолет найден в Завьяловском районе между селами Азино и Кияик. Как выяснилось, все основные силы были брошены в совершенно другую зону.
— Кому удалось обнаружить Ми-2?
— Его нашел молодой парнишка-волонтер. Он бродил пешком по лесу. И чисто случайно в темноте наткнулся на вертолет. Тут же передал геометку экстренным службам. По нашему времени это было в 00.09. Мы тут же выехали на место крушения. В 2.30 оказались на месте. Там стояло порядка пяти машин, работали спасатели. Мы помогли им донести оборудование, генератор, чтобы установить свет. Удивились, что вертолет упал буквально в ста метрах от расчищенной, наезженной дороги, которая шла по лесу и соединяла села Азино и Кияик. Но бурелом в лесу там еще тот. Даже, если посветишь фонариком, метрах в 20-30 вряд что-то разглядишь.
— Какая картина вам открылась?
— Вертолет лежал на боку, все говорило о том, что он падал как камень. Если бы он падал на скорости, под углом, были бы срезаны деревья. А там было сломано только одно дерево.
— Ми-2 не зарылся в сугроб?
— На удивление, снега в лесу было немного, от силы сантиметров 30. Днем в том районе было около 12 градусов мороза, а когда мы добрались до места — подморозило, было уже минус 16-18 градусов.
— Шансов выжить у находящихся на борту было немного?
— Когда мы прибыли на место, пилот лежал рядышком с вертолетом. Его осматривали сотрудники следственного комитета. Ранее врачи констатировали его смерть. Он лежал в позе эмбриона, весь скрюченный, ноги поджал под себя, руки были согнуты в локтях и прижаты к корпусу. Как это бывает, когда человек замерзает насмерть. (Позже причиной смерти пилота назвали не переохлаждение, а травму, полученную в результате крушения. У КВС ребрами было пробито легкое.— Авт.) Из вертолета он выбраться самостоятельно не мог. Как мы поняли, у него были открытые переломы обеих ног. Мы видели порванные штаны. Но крови особо много не было. Как нам сказали спасатели, пилот лежал в кабине в самом низу, а пассажир был сверху. Его придерживали ремни безопасности. Может поэтому ему и удалось выжить, хотя у него были переломы, черепно-мозговая травма и обморожены ноги. Когда мы прибыли на место крушения, его уже увезли в Завьялово, а потом отправили в первую республиканскую больницу в Ижевск. Врач-реаниматолог подтвердил, что его доставили в сознании. Но он совершенно не помнит, что происходило в тот день, вплоть до момента крушения. У него остался в памяти только тот момент, как он шел на работу.
— Как пилот был одет?
— Очень легко. Верхней теплой куртки на нем не было.
— Что говорили спасатели, почему вертолет так долго искали, несмотря на то, что пилот сразу вышел на связь, попытался описать место, где произошло падение?
— Сказали, что на Ми-2 не было специального оборудования, по которому можно было определить его местоположение. Понятно, что на борту могло не оказаться трекера, который непрерывно передает координаты в полете.
— А как же аварийный радиомаяк АМР? Почему он не сработал?
— Вертолет искали по геолокации сотовых телефонов. А там очень большая погрешность. Именно поэтому все силы сначала были брошены в совершенно другой район. Потом кто-то из местных позвонил, сказал, что видел пролетающий вертолет, который снижался. И поиски были сконцентрированы в той зоне.