– Не исключено, что ДТП произошло из-за некачественной резины, – предполагает автоэксперт, член Общественного совета при МВД России Антон Шапарин. – Об этом свидетельствует характерная траектория движения автобуса перед столкновением с ограждением. Его повело. Это может означать, что лопнула передняя шина.
Наиболее реалистичен такой сценарий трагедии, если сгоревший автобус старый, считает Антон Шапарин.
Также причиной выхода автобуса из-под контроля водителя могла стать серьезная поломка.
– Такой механизм ДТП возможен, если оторвался элемент подвески. В этом случае колесо складывается внутрь, и транспортное средство становится неуправляемым. Либо сложилась рулевая рейка. Если причина – в таких неисправностях, их сможет установить автотехническая экспертиза, – объяснил эксперт.
Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр также считает, что причиной страшного ДТП могло стать лопнувшее колесо или проблемы с исправностью агрегатов. Но это в случае, если автобус довольно старый.
– Год выпуска знать важно, там (в Македонии. – Прим. авт.) система техосмотра работает лучше, чем у нас, и водители – не «лихачи-джигиты» из Египта. Если автобус старый, ДТП могло произойти из-за плохой резины или проблемы с системой привода. Если же он новый и напичкан электроникой, то у него могло «переклинить мозги», – говорит Хайцеэр.
Не менее странным эксперт считает то, что из горящего салона не смогли выбраться люди. Напомним, спастись удалось лишь шестерым пассажирам, которые сидели в задней части автобуса. Они смогли выбить стекло и вылезти наружу. Остальные люди оказались заблокированы в охваченном огнем салоне.
– Двери могло заклинить из-за возгорания. Такое технически возможно, если важные узлы и агрегаты повреждены огнем, – пояснил эксперт. – Но это странно, ведь система эвакуации людей в момент производства и испытаний автобусов должна быть в приоритете.
До конца пока непонятно, почему пассажиры не смогли воспользоваться эвакуационными люками, которые предусмотрены конфигурацией большинства автобусов. На этот счет у специалистов несколько версий. Во-первых, транспортное средство могло двигаться на большой скорости, и для пассажиров все произошло слишком быстро. Возможно, люди были дезориентированы и не поняли, какие пути для эвакуации у них есть. Во-вторых, пассажиры могли в момент аварии дремать: катастрофа произошла ночью.
Наконец, главный вопрос: виновата ли в трагедии исключительно техника или все же первопричина – неправильные действия шофера.
Российские эксперты полагают, что наиболее вероятный сценарий – виноваты и техника, и человек.
– Автобус мог наехать на какое-то препятствие, из-за чего его отбросило в сторону отбойника, – говорит Ян Хайцэер. – Автобус – очень тяжело управляемая машина, с высоким центром тяжести. Возможно, водитель вынужден был резко выкрутить руль в сторону, уходя от столкновения с чем-то, а потом не смог вернуть машину в прежнее положение и не справился с управлением. Также нельзя исключать, что водитель сам был в уставшем состоянии. При усталости очень сильно падает скорость реакции. Человеку кажется: раз у него открыты глаза, значит, с ним все в порядке. Но это не так. Если водитель устал, он едет по прямой и не может вовремя среагировать на внезапно возникшую аварийную ситуацию. Его скорость реакции сопоставима с состоянием человека, выпившего бутылку водки...