На центральном пятачке Спасск-Дальнего находятся микрокредитные организации, ломбарды и комиссионные магазины. Некоторые местные жители могут закладывать последнее, чтобы свести концы с концами. Молодежи на улицах почти нет. Кто-то уехал на заработки во Владивосток, кто-то убивает время в «заброшках»: так местные называют заброшенные военные части и опустевшие жилые дома, где обитают забытые родителями и школой подростки. За последние 20 лет население Спасск-Дальнего сократилось на 20% – до 40 тысяч жителей. Исходя из тенденций, к 2050 году Спасск-Дальний рискует стать очередным городом-призраком, мертвым памятником некогда великой всесоюзной стройки…
***
Если спросить у любого жителя Спасск-Дальнего, чем знаменит их город, почти каждый вспомнит, что здесь служили Валерий Сюткин и Алексей Глызин. И лишь после музыкантов грустно добавят про крупнейший в Дальневосточном регионе России цементный завод «Новоспасский», который должен был стать опорой всему городу.
«Новоспасский» уже на стадии проектирования стал уникальным для СССР: он строился методом всесоюзной комсомольской стройки, а на строительстве завода в самый активный период одномоментно работали более 5,5 тысячи человек. За свой труд на Дальнем Востоке многие строители получили правительственные ордена и награды, а завод на годы вперед стал образцово-показательным.
После развала СССР за Спасский цементный завод развернулась нешуточная борьба. Мутные воды 90-х несли завод от собственника к собственнику: «Альфа-Цемент», затем завод чуть было не был отдан швейцарской компании Holcim, а в итоге оказался во владении некоего международного фонда Baring Vostok Capital Partners. Еще в 2004 году на горизонте «Спасскцемента» возникла фигура Игоря Пушкарева, имевшего свои интересы в цементной промышленности. В 2007 году он вернул Baring Vostok вложенные деньги и стал, по сути, единственным владельцем завода. Однако в этой истории нет хеппи-энда – Игорь Пушкарев, за это время побывавший в должности мэра Владивостока, сейчас отбывает срок в 15 лет за злоупотребление должностными полномочиями, коммерческий подкуп и коррупцию, а «Спасскцемент» переживает не лучшие времена.
***
В середине 2000-х цемент стал востребован на крупных государственных и частных стройках. «Спасскцемент» участвовал в крупных стройках в Дальневосточном регионе: космодром «Восточный», остров Русский, мост через залив Золотой Рог... С 2015 по 2020 год производство цемента увеличилось с 1,435 млн тонн до 3,17 млн тонн, а чистая прибыль «Спасскцемента» в 2020 году составила 1,259 млрд руб.
Однако, получив контроль над крупнейшим цементным заводом Дальнего Востока, Игорь Пушкарев предпочел держать его в офшоре. Управляющей компанией «Спасскцемента», согласно данным ЕГРЮЛ, является«Востокцемент», учредителями которой на 50% являются братья Игоря Пушкарева – Павел и Владимир. Между тем основным акционером «Спасскцемента» является кипрская компания Akirasap Construction Limited. Ранее эта компания называлась Lymex Holdings Limited, и многие СМИ называли семью и родственников Игоря Пушкарева ее конечными бенефициарами. Семью Игоря Пушкарева с Akirasap Construction Limited также связывает другая кипрская компания, Chelois Enterprises Limited. В число ее директоров, кроме директоров Akirasap Construction Limited Дениса Яворского и Асии Габидуллиной, входит также и брат Игоря Пушкарева Владимир.
Таким образом, бизнес, имеющий более миллиарда рублей прибыли, похоже, продолжает работать по налоговым законам иностранных государств с облегченным налоговым режимом.
***
В 2016 году Игоря Пушкарева задержали, а в 2019 году осудили за коррупционные преступления на 15 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Бывший мэр Владивостока собрал целую россыпь статей: он признан виновным в получении взятки в особо крупном размере, злоупотреблении должностными полномочиями и коммерческом подкупе. Не остались без сроков и его подельники: бывший директор МУПВ «Дороги Владивостока» Андрей Лушников получил 10 лет, а родной брат Андрей Пушкарев – 8 лет лишения свободы условно и штраф 500 млн рублей.
В качестве штрафных санкций с экс-мэра Владивостока Игоря Пушкарева, его брата Андрея, ранее возглавлявшего «Востокцемент», их сообщника и компаний, входящих в группу «Востокцемент», наложены штрафы в 1,5 млрд руб. При этом сам завод по факту продолжает принадлежать кипрскому офшору.
Местные активисты писали множество запросов по поводу благоустройства города, но все они оставались без ответа. За все время владения заводом Пушкарев, по рассказам жителей, облагородил фасад разрушенного кинотеатра.
Вкладывал ли Пушкарев деньги в модернизацию производства? Учитывая, что за годы правления Пушкаревым «Спасскцемент» регулярно штрафовался надзорными органами за выбросы вредных веществ в атмосферу, вывод напрашивается сам собой.
Но куда же идут миллиарды прибыли от «Спасскцемента»? Ниточки теряются на Кипре…
***
Об Игоре Пушкареве в Спасск-Дальнем говорят с опаской и неохотно. Во-первых, почти в каждой семье есть люди, работающие на цементном заводе. Они стараются уходить от скользких тем. Во-вторых, у всех еще свежа память о 90-х, а об Игоре Пушкареве ходят разные легенды.
Жители продолжают получать небольшие заработные платы (в среднем 15–25 тысяч рублей). Медленное угасание от цементной пыли и безысходности. Закредитованная жизнь в бетонных муравейниках ради чужих офшоров. Но в их душе теплится надежда, что однажды на их ситуацию все-таки обратят внимание в Москве.