На борту судна была целая семья из Мурманска: 49-летний Константин Комиссаров, его 47-летняя жена Оксана, их 20-летний сын Кирилл, старший брат Константина – 50-летний механик Михаил Комиссаров. А также 50-летний Андрей Ардуванов, который управлял судном. Глава семейства Константин приобрел прогулочное судно. Через систему рек и каналов они перегоняли его из Новороссийска, через Беломорск в Териберку.
— Я — в отпуске, вчера, 5 октября, был у себя дома, в Варзуге. Мне позвонили из диспетчерской службы, с Умбы, сказали, что в районе села Кашкаранцы терпит бедствие маломерное судно, — рассказывает глава Терского района Геннадий Попов. — Я сел в машину, поехал туда, по дороге вызвал «скорую» помощь. На берегу уже были местные жители, кто-то еще подъезжал.
— Там местность малонаселенная?
— От деревни, наверное, километра четыре. Там живет около 70 жителей.
— Судна не было видно?
— Была большая вода, бушевал шторм, ветер был 18 метров в секунду. Судна мы не заметили. Но увидели, что к берегу несет плот, у которого была верхняя крытая часть. Мы все обрадовались, подумали, что людям удалось спастись. Когда плот ветром прибило к берегу, он оказался пустым. Следом прибило резиновую лодку. Пошли смотреть береговую зону. Я захватил с собой бинокль. Метрах в 300-400 от берега увидел человека в воде. Мы кинулись к плоту, весел там не было. Бегом кинулись искать весла, нашли их, у плота в срочном порядке обрезали верх, чтобы уменьшить парусность. Поплыли туда.
— Сколько человек село в плот?
— Четверо, все — местные жители, из села Кашкаранцы, с маяка.
— Вы ведь тоже рисковали. На море был шторм.
— Об опасности не думали. Нам надо было спасти людей. Издалека услышали крики. Человек, находящийся в воде, пытался привлечь наше внимание. Подплыли поближе, и увидели, что парень держит на руках женщину. Потом поняли, что это его мать. Женщина была в одной футболке, по всей видимости, оказавшись в холодной воде, она сбросила с себя всю одежду, чтобы она не тянула ее на дно. На берег выбросило и спасательные круги, и жилеты. А на них ничего не было. Женщина еще за два часа до крушения передала сведения, что у них все плохо. Почему же они заблаговременно не надели спасательные средства — не понятно.
— Какой высоты были бортики на спасательном плоту? Оказавшись при крушении в воде, люди могли на него забраться самостоятельно?
— Высота бортов там примерно сантиметров 70. Может быть в самом начале у них еще и были силы забраться внутрь, а потом, конечно, маловероятно.
— В каком состоянии были мать с сыном?
— Парень совсем выбился из сил. Он не мог даже говорить. Удивительно, как он около часа мог продержаться в столь холодной воде. Еще и маму удерживал на поверхности. Просто молодчина. Мы сняли с него мокрую одежду, на руках занесли в «скорую». Машина уже стояла на берегу, до нее было метров 20. Завернули его в одеяло. Женщина была еще жива, но у нее изо рта уже шла пена. Как рассказали, по дороге в больницу она умерла. (Спастись удалось Кириллу Комиссарову, его маме — Оксане — выжить не удалось. — Авт.).
— В том месте случается отливы и приливы?
— Да, самое плохое, что они попали на большую, полную воду. На отливе там можно было идти по пояс в воде.
— Что у них было за судно, сколько метров в длину?
— Я судно сам не видел, оно осталось за приливной зоной. Но, как мне сказали, оно — метров 15 в длину.
6 октября местные жители нашли тело еще одного мужчины, который был на борту «Фаворита».
— Его нашли на отливе, метрах в ста от берега, — рассказывает один из спасателей. (По сведением сестры выжившего, Анастасии Куртуковой, найдено тело капитана судна Андрея Ардуванова. – Авт.), — Со слов парня, которому удалось спастись, затопление произошло очень быстро. Трое были на палубе, а двое — в моторном отсеке, где они пытались заделать пробоину, и, вроде как, с этой задачей справились. Сказали, что могут идти дальше, и в этот момент, видимо, ударились о грунт, судно опрокинулось. Двух человек местным жителям удалось вытащить из воды еще 5 октября, а третьего, кто был на палубе, нашли на следующий день. Мужчина не смог продержаться на воде, погиб от переохлаждения. Мы предполагали, что найдем его на линии отлива, потому что ветер дул в сторону берега. Так все и произошло. Сегодня на месте уже работали сотрудники Следственного комитета.
— Пробоину могли получить по неопытности?
— Сигнал бедствия пришел в Центр управления в кризисных ситуациях в Мурманске, оттуда — к нам. С «Фаворита» сообщили, что они терпят бедствие в районе села Кашкаранцы, видят маяк, у них пробоина, в моторное отделение поступает вода. Они шли слишком близко к берегу. Был достаточно сильный, несудоходный шторм. Местные жители были немало удивлены, когда увидели судно. У нас никто в такую погоду не выходит на воду. Белое море — достаточно мелкое, волнение на нем бывает очень большое. Волна короче, чем на Баренцевом море.
— Они — не местные.
— Но, насколько я понял, один у них на борту был родом из Карелии, имел дело с Белым морем, должен был знать все нюансы. Спасательные средства у них были в полном объеме, но воспользоваться ими по каким-то причине они не смогли. Хотя в их ситуации, они должны были перемещаться по судну уже в спасательных жилетах и надеть, как минимум, гидрокостюмы.
— Два человека с судна «Фаворит» числятся пропавшими без вести. Скорее всего, они остались в моторном отсеке?
— Мы можем это только предполагать. Нам удалось обследовать то место, где находится судно, оно лежит на малой воде, вверх днищем, из воды виден только киль. Пока штормит, близко к нему не подойти.