— Есть взрыв дефлаграционный и детонационный. В первом случае — взрываются пары, горючий газ, — говорит профессор Александр Комаров. — Представьте, что у вас есть консервная банка, вы начинаете ее быстро накачивать насосом. Накачиваете, накачиваете, пока она у вас не лопнет. Вместо банки может быть квартира или другое помещение, как и автобус. При таком взрыве всегда остается остаточная деформация с характерным выпучиванием. Это видно сразу.
При детонационном взрыве, когда взрываются взрывчатые вещества (ВВ), таких выпучиваний нет. Там очень сильное начальное давление, ударная волна и зона химической реакции следуют неразрывно друг за другом с постоянной сверхзвуковой скоростью. Образуется облако пыли, типа пудры, которое еще долго висит в воздухе. При этом возникает достаточно сильный специфический запах. Это отметит сразу любой специалист.
— А если рассматривать версию следствия, что в салоне мог взорваться газовый баллон?
— Взрыв газового баллона происходит, как правило, следующим образом: идет небольшая утечка пропана, он протекает. Сразу чувствуется характерный запах, вонь. На это все должны были сразу обратить внимание в автобусе. Люди бы почувствовали запах газа. Но встречается еще и холодное разрушение баллона, когда, например, отваливается вентиль или происходит разрыв баллона по шву. И сразу начинает идти газ. Происходит физический взрыв достаточно приличной мощности. Он приводит к хлопку и к последующему разрушению. Но, и в первом, и во-втором случае, должен быть мощный пожар. Надо заметить, что холодное разрушение баллона происходит достаточно редко, по статистике, 10 в минус седьмой степени в год. Но оно возможно.
Вспоминается случай, который произошел в Самаре, когда сгорела «буханка», погибли четыре человека. Они попали во взрыв, сгорели. Машина у них работала на газе, с внешней стороны машины шла утечка пропана, они попали в газовое облако, кто-то из группы людей, стоящих рядом, закурил…
— Следствие говорит о газовом баллоне для горелки модели Primus, а они ведь совсем небольшие, есть на 100 граммов, на 230 граммов.
— Для подобных разрушений, как это произошло с автобусом, большого объема не надо. Чтобы произошел дефлаграционный взрыв, который разнес автобус, вам достаточно иметь на кубический метр смеси всего 50-100 граммов пропана. Кубический метр при дефлаграционном взрыве расширяется в восемь раз. За долю секунды у вас создается 7 кубов сгоревшей смеси. Они будут расширяться, им куда-то надо будет деваться. В результате в автобусе вылетят стекла, с него будет сорвана обшивка. Так что, выдвигаемая версия выглядит весьма правдоподобно.
Читайте материал: "Взрывотехник остановился на версии намеренного подрыва автобуса в Воронеже"