Специалист оценил последнюю версию взрыва автобуса в Воронеже

Как маленький баллончик для Primus разнёс целый автобус

Специалисты продолжают устанавливать причину взрыва автобуса ПАЗ в Воронеже 12 августа, в результате которого пострадали 20 пассажиров, двое из которых скончались. Предварительно установлено, что в салоне мог взорваться газовый баллон для горелки модели Primus, который везла одна из пассажирок. Оценить эту версию мы попросили профессора, доктора технических наук, руководителя НТЦ «Взрывоустойчивость» Московского государственного строительного университета Александра КОМАРОВА.

Как маленький баллончик  для Primus разнёс целый автобус

— Есть взрыв дефлаграционный и детонационный. В первом случае — взрываются пары, горючий газ, — говорит профессор Александр Комаров. — Представьте, что у вас есть консервная банка, вы начинаете ее быстро накачивать насосом. Накачиваете, накачиваете, пока она у вас не лопнет. Вместо банки может быть квартира или другое помещение, как и автобус. При таком взрыве всегда остается остаточная деформация с характерным выпучиванием. Это видно сразу.

При детонационном взрыве, когда взрываются взрывчатые вещества (ВВ), таких выпучиваний нет. Там очень сильное начальное давление, ударная волна и зона химической реакции следуют неразрывно друг за другом с постоянной сверхзвуковой скоростью. Образуется облако пыли, типа пудры, которое еще долго висит в воздухе. При этом возникает достаточно сильный специфический запах. Это отметит сразу любой специалист.

— А если рассматривать версию следствия, что в салоне мог взорваться газовый баллон?

— Взрыв газового баллона происходит, как правило, следующим образом: идет небольшая утечка пропана, он протекает. Сразу чувствуется характерный запах, вонь. На это все должны были сразу обратить внимание в автобусе. Люди бы почувствовали запах газа. Но встречается еще и холодное разрушение баллона, когда, например, отваливается вентиль или происходит разрыв баллона по шву. И сразу начинает идти газ. Происходит физический взрыв достаточно приличной мощности. Он приводит к хлопку и к последующему разрушению. Но, и в первом, и во-втором случае, должен быть мощный пожар. Надо заметить, что холодное разрушение баллона происходит достаточно редко, по статистике, 10 в минус седьмой степени в год. Но оно возможно.

Вспоминается случай, который произошел в Самаре, когда сгорела «буханка», погибли четыре человека. Они попали во взрыв, сгорели. Машина у них работала на газе, с внешней стороны машины шла утечка пропана, они попали в газовое облако, кто-то из группы людей, стоящих рядом, закурил…

— Следствие говорит о газовом баллоне для горелки модели Primus, а они ведь совсем небольшие, есть на 100 граммов, на 230 граммов.

— Для подобных разрушений, как это произошло с автобусом, большого объема не надо. Чтобы произошел дефлаграционный взрыв, который разнес автобус, вам достаточно иметь на кубический метр смеси всего 50-100 граммов пропана. Кубический метр при дефлаграционном взрыве расширяется в восемь раз. За долю секунды у вас создается 7 кубов сгоревшей смеси. Они будут расширяться, им куда-то надо будет деваться. В результате в автобусе вылетят стекла, с него будет сорвана обшивка. Так что, выдвигаемая версия выглядит весьма правдоподобно.

Читайте материал: "Взрывотехник остановился на версии намеренного подрыва автобуса в Воронеже"

Появилось видео момента взрыва автобуса в Воронеже

Смотрите видео по теме

Опубликовано видео осмотра следователями взорвавшегося автобуса в Воронеже

Смотрите видео по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру