Прорыв трубы с кислородом произошел примерно в 18.00. В это время в отделении реанимации находился 71 пациент, 13 из них были подключены к ИВЛ. В течение считанных минут кислород пустили по резервной трубе, но всех спасти не удалось – погибли 9 человек. Им было от 47 до 85 лет, все пациенты были в крайне тяжелом состоянии.
Как рассказала журналистам замглавврача больницы Ляна Гутиева, «подача кислорода непосредственно в реанимации отсутствовала 4 минуты. В шлюзах у нас находились баллоны с кислородом, которые в течение 2 минут были подняты наверх. Все самые тяжелые были подключены сразу. Потом уже в течение 2-3 минут дополнительно были подключены следующие. А через 14 минут была восстановлена полностью подача кислорода. У нас была задействована вторая линия, дополнительная. Мы - головная больница, которая принимает самых тяжелых больных. Все больные, которые здесь есть, это люди с поражением легких КТ2, КТ3 и КТ4. Они требуют бесперебойной подачи кислорода под высоким давлением. Чтобы как-то разгрузить это все и облегчить положение, мы провели вторую линию. И буквально через час она готова была бы начать подачу кислорода, чтобы никаких проблем с этим не было, но катастрофа произошла раньше».
По информации Минздрава Северной Осетии, разрыв кислородного шланга произошел под землей на глубине в полтора метра, поэтому сотрудники не сразу поняли причину падения давления в аппарате искусственной вентиляции легких. По словам исполнительного директора Ассоциации анестезиологов-реаниматологов Сергея Шкарабова, произошедшее можно объяснить только стечением трагических обстоятельств, поскольку повреждение газопровода – большая редкость.
«Это просто катастрофа, такого не бывает, - сказал «МК» Шкарабов. - Согласно нормам, в больнице должно быть два источника кислорода – основной и резервный, и оба должны быть заполнены. Все это у них было, поэтому трудно сказать, что произошло, но я на 200% уверен, что сотрудники делали все возможное, чтобы спасти пациентов. Видимо, чего-то им не хватило, может, рук. Сама разгерметизация трубопровода – большая редкость. Все знают, что кислород взрывоопасен. Прокладкой труб занимаются сертифицированные организации. Сама больница также регулярно проходит различные проверки. С такими фатальными последствиями я за свою практику еще не сталкивался. До окончания следствия трудно сказать, что стало причиной этой трагедии».
Руководство клиники и власти Северной Осетии знали, что с системой подачи кислорода в республиканской больнице есть проблемы. Этот вопрос поднимался на еженедельном рабочем совещании в правительстве республике буквально за несколько часов до трагедии. «Недостатка кислорода в больнице нет, но периодически бывает снижение давления из-за сбоев в системе разводки», - докладывал министр здравоохранения Сослан Тибиев. Он сообщал, что для устранения неполадок в больницу прибыли специалисты из Рязани. В ответ врио главы республики Сергей Меняйло раскритиковал работу чиновников и попросил их не рисковать жизнями людей: «Если бы все работы по закупке кислородных станций произвели вовремя, сейчас бы проблем не было». По предварительной версии, причиной аварии стали нарушения при монтаже и дефект в трубе.
Сейчас специалистам удалось обнаружить место прорыва трубы и приступить к ее ремонту. Власти договорились о поставках кислородных баллонов со сжиженным кислородом из других регионов. Все пациенты больницы также обеспечены кислородом, им сейчас уже ничего не угрожает.
В Сети появились фамилии людей, которые задохнулись в больнице. Из девяти человек восемь – женщины. Самой младшей было не больше 48 лет, в основном же – от 60 до 65 лет. Одна из погибших – Рита - вела профиль в «Одноклассниках». У женщины была дочь и два внука. Единственный погибший мужчина – Михаил, предположительно окончил Северо-Кавказский горно-металлургический институт. У него также были внуки, на странице ВКонтакте он часто пытался выиграть для них детские игрушки.
Сегодня стало известно, что после аварии погибли еще двое мужчин, находившихся на ИВЛ. Правда, с перебоями подачи кислорода это не связано. Один из них умер от тромбоэмболии, что стало причиной второй смерти – покажет медэкспертиза.
Следственный комитет РФ по республике Северная Осетия-Алания выясняет все обстоятельства произошедшей трагедии. По факту случившегося возбуждено уголовное дело по статье «выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц». Региональная прокуратура и Росздравнадзор также организовали проверки.