Пилот оценил переговоры на борту аварийного «Суперджета»: командир запаниковал

Надо было уходить на второй круг, и жертв бы не было

Авиационным сообществом широко обсуждается выложенная Telegram-каналом Baza расшифровка переговоров экипажа Sukhoi Superjet 100 и диспетчеров аэропорта «Шереметьево» в момент катастрофы этого самолета 5 мая 2019 года. Они практически полностью воспроизводят картину трагедии, случившейся в тот день, когда из-за молнии, ударившей в самолет вскоре после взлета, — произошла временная потеря радиосвязи, отключился автопилот, другие системы самолета. Экипаж принял решение вернуться, но во время жесткой посадки SSJ-100 несколько раз ударился о полосу и загорелся. После чего в пожаре погиб 41 человек.

Надо было уходить на второй круг, и жертв бы не было
Фото: Aviaforum.ru

«МК» попросил ознакомиться с опубликованными переговорами Владимира Сальникова — одного из ведущих авиаэкспертов, опытного пилота с 40-летним стажем, который до недавнего времени сам был командиром «Суперджета». На основе своего пилотского опыта он проанализировал переговоры и действия экипажа. Вот что он рассказал.

2П (второй пилот): Ух ты-ы! (момент воздействия атмосферного электричества).

РИ (речевой информатор): Звуковая сигнализация (отключение автопилота).

РИ: Переход самолета в минимальный режим управления

2П: Управление у тебя.

1П (первый пилот): Управление у меня, передача управления друг от друга.

2П: Запрашивать возврат?

1П: Нет.

РИ: Звуковой сигнал — сигналы об отказе систем самолета.

1П: Да, будем возвращаться.

РИ: Звуковой сигнал — сигналы об отказе систем самолета.

1П: Ах ты.

РИ: Звуковой сигнал — сигналы об отказе систем самолета.

2П: Сигнал срочный давать?

1П: Доложи, доложи PAN-PAN (сигнал срочности), да.

Звуковой сигнал — сигналы об отказе систем самолета.

2П: PAN-PAN, PAN-PAN, PAN-PAN, Аэрофлот 1492, прошу векторение, возврат.

1П: По SID-y... и векторение (по схеме выхода, далее векторение).

— Здесь с самого начала видно, что в голове командира началась паника, — заявил наш эксперт. — На мой взгляд, с самого первого момента он все оценивал и делал неправильно. Объясню почему. Да, он видел: что-то произошло. Но я же тоже летал на «Суперджете», у меня тоже случались разные отказы, но мне пришлось всего лишь однажды возвращаться назад. И потому я знаю, когда стало ясно, что произошло что-то не то, не надо тут же первым делом заявлять: мы возвращаемся. Следовало включить сигнал — на ответчике устанавливается специальный код «7600», когда потеряна радиосвязь. А потом, когда связь уже восстановилась, у диспетчера надо было попросить: дайте нам зону ожидания, у нас произошли отказы. Мы сейчас разберемся и примем решение.

Затем нужно было идти в зону ожидания — топлива у них для этого было достаточно. В зоне ожидания полетали бы, успокоились, научились пилотировать самолет в этом ограниченном режиме, при отключенном автопилоте, выполнили бы полностью карту аварийных действий — пошаговую инструкцию, и дальше бы уже нормально заходили на посадку. А они запаниковали, и в дальнейшем там одно стало цепляться за другое.

РИ: Go around. Wind shear ahead. 5 раз (уход на втором круг, впереди сдвиг ветра).

РИ: One thousand (одна тысяча).

1П: Продолжаю.

2П: Принял.

РИ: Five hundred (пятьсот).

РИ: Four hundred (четыреста).

1П: Продолжаем, полосу вижу.

2П: Подходим к минимуму.

1П: Продолжаем.

2П: Вертикальная не больше (360).

1П: Услышал.

PИ: Three hundred (три сотни).

— Вот начали они заходить на посадку. А там основной элемент, который не учел командир — и ему это в минус, — когда они уж были на прямой, выполняя заход на посадку, у них прозвучала команда «wind shear». Эту команду выдает компьютер. Он анализирует показания локатора, анализирует их и подсказывает, что впереди сдвиг ветра, уйди на второй круг.

По нашим требованиям, когда такая команда звучит, экипаж обязан выполнить уход на второй круг. Но в данном случае он это проигнорировал. Вот почему при подходе к земле у него как раз и началась эта болтанка. К тому же экипаж пилотировал самолет на скорости большей, чем расчетная для этих условий. И все отклонения ручки управления самолетом, то есть джойстика, происходили от одного края до другого: то вперед до упора, то на себя до упора. А так как самолет инертен, то есть сигнал не сразу проходил на рули, а с запозданием, надо было очень плавненько работать с управлением. Вот как раз для этого и нужна была зона ожидания.

Короче говоря, со стороны командира ошибок было невероятно много. Второй пилот, судя по опубликованным переговорам, был более активным. Он и все команды бортпроводникам отдавал, и карту выполнял, и связь вел. А вот командир к его советам мало прислушивался. По большому счету самоустранился от всего. То есть если бы на его месте был какой-то другой командир, я считаю, что никакой катастрофы бы не было и люди были бы живы. Думаю, что он очень много дров наломал. И здесь имеются большие вопросы к подготовке летчиков.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28505 от 26 марта 2021

Заголовок в газете: Экипаж «суперджета» спешил как на пожар

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру