«МК» попросил ознакомиться с опубликованными переговорами Владимира Сальникова — одного из ведущих авиаэкспертов, опытного пилота с 40-летним стажем, который до недавнего времени сам был командиром «Суперджета». На основе своего пилотского опыта он проанализировал переговоры и действия экипажа. Вот что он рассказал.
2П (второй пилот): Ух ты-ы! (момент воздействия атмосферного электричества).
РИ (речевой информатор): Звуковая сигнализация (отключение автопилота).
РИ: Переход самолета в минимальный режим управления
2П: Управление у тебя.
1П (первый пилот): Управление у меня, передача управления друг от друга.
2П: Запрашивать возврат?
1П: Нет.
РИ: Звуковой сигнал — сигналы об отказе систем самолета.
1П: Да, будем возвращаться.
РИ: Звуковой сигнал — сигналы об отказе систем самолета.
1П: Ах ты.
РИ: Звуковой сигнал — сигналы об отказе систем самолета.
2П: Сигнал срочный давать?
1П: Доложи, доложи PAN-PAN (сигнал срочности), да.
Звуковой сигнал — сигналы об отказе систем самолета.
2П: PAN-PAN, PAN-PAN, PAN-PAN, Аэрофлот 1492, прошу векторение, возврат.
1П: По SID-y... и векторение (по схеме выхода, далее векторение).
— Здесь с самого начала видно, что в голове командира началась паника, — заявил наш эксперт. — На мой взгляд, с самого первого момента он все оценивал и делал неправильно. Объясню почему. Да, он видел: что-то произошло. Но я же тоже летал на «Суперджете», у меня тоже случались разные отказы, но мне пришлось всего лишь однажды возвращаться назад. И потому я знаю, когда стало ясно, что произошло что-то не то, не надо тут же первым делом заявлять: мы возвращаемся. Следовало включить сигнал — на ответчике устанавливается специальный код «7600», когда потеряна радиосвязь. А потом, когда связь уже восстановилась, у диспетчера надо было попросить: дайте нам зону ожидания, у нас произошли отказы. Мы сейчас разберемся и примем решение.
Затем нужно было идти в зону ожидания — топлива у них для этого было достаточно. В зоне ожидания полетали бы, успокоились, научились пилотировать самолет в этом ограниченном режиме, при отключенном автопилоте, выполнили бы полностью карту аварийных действий — пошаговую инструкцию, и дальше бы уже нормально заходили на посадку. А они запаниковали, и в дальнейшем там одно стало цепляться за другое.
РИ: Go around. Wind shear ahead. 5 раз (уход на втором круг, впереди сдвиг ветра).
РИ: One thousand (одна тысяча).
1П: Продолжаю.
2П: Принял.
РИ: Five hundred (пятьсот).
РИ: Four hundred (четыреста).
1П: Продолжаем, полосу вижу.
2П: Подходим к минимуму.
1П: Продолжаем.
2П: Вертикальная не больше (360).
1П: Услышал.
PИ: Three hundred (три сотни).
— Вот начали они заходить на посадку. А там основной элемент, который не учел командир — и ему это в минус, — когда они уж были на прямой, выполняя заход на посадку, у них прозвучала команда «wind shear». Эту команду выдает компьютер. Он анализирует показания локатора, анализирует их и подсказывает, что впереди сдвиг ветра, уйди на второй круг.
По нашим требованиям, когда такая команда звучит, экипаж обязан выполнить уход на второй круг. Но в данном случае он это проигнорировал. Вот почему при подходе к земле у него как раз и началась эта болтанка. К тому же экипаж пилотировал самолет на скорости большей, чем расчетная для этих условий. И все отклонения ручки управления самолетом, то есть джойстика, происходили от одного края до другого: то вперед до упора, то на себя до упора. А так как самолет инертен, то есть сигнал не сразу проходил на рули, а с запозданием, надо было очень плавненько работать с управлением. Вот как раз для этого и нужна была зона ожидания.
Короче говоря, со стороны командира ошибок было невероятно много. Второй пилот, судя по опубликованным переговорам, был более активным. Он и все команды бортпроводникам отдавал, и карту выполнял, и связь вел. А вот командир к его советам мало прислушивался. По большому счету самоустранился от всего. То есть если бы на его месте был какой-то другой командир, я считаю, что никакой катастрофы бы не было и люди были бы живы. Думаю, что он очень много дров наломал. И здесь имеются большие вопросы к подготовке летчиков.