6 января стало известно, что из местного филиала архива Российской академии наук выкрали оттиск восковой печати грамоты архиепископа Зальцбургского Эберхарда I XII века. Причем украли артефакт, предположительно, ещё в конце декабря – грамота находилась на реставрационном столе. Её стоимость приблизительно оценивают в восемь миллионов рублей.
Сегодня стало известно, что оперативники задержали 23-летнего безработного петербуржца, и выяснилось, что он ограбил также Институт истории материальной культуры на Дворцовой набережной - у вора нашли 26 ценностей оттуда и оборудование для взлома. Задержали парня прямо на Невском проспекте, возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 158 УК РФ («Кража»). Вору уже дали кличку «археолог», а вся история напоминает петербургскую версию «Друзей Оушена» - сообщников взломщика уже ищут.
В филиале архива РАН нам отказались рассказывать о случившемся, сообщив, что злосчастный оттиск печати вроде как состоит на хранении не в архиве. «Хочу отметить только блестящую работу полиции, печать возвращена» - сообщили нам и бросили трубку.
В Институте истории материальной культуры на Дворцовой тоже отказались общаться, не ответив даже на простой вопрос о системе охраны и будут ли её как-то менять. Зато ситуацию прояснил известный археолог, рассказав, зачем в принципе совершаются такие кражи. По словам специалиста, «чёрный рынок» археологии – гигантский, приличная часть частных коллекций - это недоступная серая зона, своеобразный даркнет. Причем в теневом сегменте интернета проходят буквально онлайн-аукционы, где артефакты продаются за сотни тысяч долларов. Иногда воры работают и под заказ. Но грабят чаще не учреждения, а памятники истории, например, курган – все-таки попасть в научный институт сложнее и наказание за это суровее.
В случае с петербургским вором складывается впечатление, что он знал, за чем идёт – и для этого, по словам археолога, сегодня не нужно иметь специального образования, хватит информации из открытых источников. Или простой наводки, но тогда у вора должны были быть сообщники в учреждениях. Хотя не исключён и вариант, что он просто наудачу взял то, что показалось ценным.
«МК» удалось найти знакомого предполагаемого вора по имени Антон. Тот рассказал, что последний раз общался с товарищем давно, но раньше он «не был замечен в интересе к чужой собственности». «Тихий, неконфликтный, сидел дома, был любителем…веществ».
Судя по всему, особо сложными инструментами вор не пользовался и даже не слишком прятался – раз его задержали в центре города. Главные вопросы теперь – к охране научных учреждений, где хранятся артефакты. Но на них нам не отвечают.