Вкратце напомним историю трехлетней давности. Двухэтажное здание Следственного отдела, расположенное в поселке Газопровод в Новой Москве, основательно выгорело в мае 2017 года. Поджог произошел около 2.00. Некий злодей в натянутом на лицо капюшоне прошел здание с канистрой бензина и пустил красного петуха в два кабинета на втором этаже - руководителя Следственного отдела (в то время главным отдел возглавлял Владимир Пенязев) и следователя по особо важным делам. Кабинеты располагались напротив друг друга. Из-за деревянных перекрытий пожар распространился на площади более 150 квадратов и проник в другие помещения. Сгорел ряд уголовных дел.
Первоначальным мотивом многие следователи сочли уничтожение уголовного дела, дабы избежать ответственности. Следователь, чей кабинет выгорел дотла, в те годы занимался резонансным делом о банде полицейских из Новой Москвы, «кошмаривших» бизнесменов — СМИ его прозвали «янтарным делом». Оперативные сотрудники подозревались в похищении у предпринимателей драгоценных камней и вымогательстве денег. Братом одного из фигурантов в погонах являлся Виктор Шафорост — министр Тверской области по обеспечению контрольных функций. В марте 2018 года Шафорост участвовал в поджоге автомобиля пострадавшего коммерсанта — чтобы запугать и уничтожить вещественное доказательство. В 2019 года суд приговорил Шафороста к 4 годам колонии.
Так как способ исполнения преступления был идентичен, то следователи предположили, что поджог здания Следственного отдела - дело одних и тех же обвиняемых. Логичным был и мотив — уничтожить материалы следствия.
Картина преступления оказалась несколько иной и несколько шокирующей. Но обо всем по порядку.
На первом этапе сотрудники Центрального аппарата ФСБ вычислили исполнителя поджога Следственного отдела — уроженца Дагестана. Вышли на злодея при помощи анализа телефонных соединений. Чтобы установить его причастность, эксперты взяли образцы слюны кавказца. И они совпали с биологическими следами, оставшимися на заборе возле здания Следственного отдела, до которого дотрагивался злоумышленник.
Задержанный на допросах сознался — шапочный знакомый попросил осуществить поджог. По уголовному делу этот мужчина проходит пособником. Он обещал исполнителю 50 тыс. рублей в качестве вознаграждения.
Кто же обратился к пособнику? Этим человеком оказался бывший следователь по особо важным делам Следственного отдела по ТиНАО в звании подполковника юстиции.
- В качестве мотива следователь заявил, что всей душой ненавидел босса. По рабочим моментам конфликт у них имелся - главного следователя Новой Москвы не устраивала работа подчиненного. Сложные дела этому следователю не давали. Занимался сотрудник в основном нераскрытыми бесперспективными преступлениями прошлых лет. Судачат, что он имел высоких покровителей в кадровых подразделениях, что позволяло удерживать позиции в следствии, - пояснил наш источник.
На допросах следователь заявил, что после поджога рассчитывал на атмосферу недоверия со стороны центрального аппарата СК, которая возникнет к руководителю. И, в конечном счете, босса отстранят. К слову, через полгода руководство в Следственном отделе действительно поменялось. Кроме того, после пожара уволились несколько следователей, которые не желали рисковать жизнями, думая, что это их дела могли послужить поводом к поджогу.
Сотрудники Управления «М» ФСБ достоверно установили, что следователь передал пособнику чертежи помещений и ключ от здания Следственного отдела. Был изготовлен дубликат. Охранник работал до 20.00, после этого здание не охранялось. Поэтому проникнуть внутрь не составляло особого труда. Однако исполнитель в темноте заплутал и запутался, какой кабинет требовалось поджечь. И решил подпалить сразу два помещения.
Двое задержанных уже дали признательные показания. Расследование уголовного дела о поджоге, тем не менее, продолжается. Следствие не совсем верит версии следователя СК о личной ненависти к боссу— есть основания полагать, что за его спиной стоят высокопоставленные заказчик, которых сотрудник покрывает.