Последние недели отметились резко возросшей активностью террористов в ряде городов Европы. В ночь с 2 на 3 ноября к печальному списку добавилась Вена. По информации австрийских властей, преступник открыл огонь у здания синагоги в 20:00 по местному времени. Спустя девять минут он был убит в перестрелке сотрудниками полиции.
Как заявил министр внутренних дел Австрии, боевик (выходец из Албании, имевший отношение к признанному террористическим и запрещенному в России ИГИЛ) был вооружен автоматической винтовкой, пистолетом, мачете и поясом смертника, который не успел привести в действие. Для обеспечения безопасности граждан в Вену введены подразделения спецназа и австрийской армии, чтобы полиция могла найти сообщников убитого террориста.
Согласно публикуемым в СМИ и социальных сетях видеоматериалам, преступник, прежде чем был убит полицейскими, пытался скрыться на улицах города. Говорят и о его возможных сообщниках - информации о них, впрочем, крайне немного. Действия террориста для «МК» оценил бывший сотрудник одного из российских спецподразделений Дмитрий Данов (фамилия изменена).
- На что я хочу обратить внимание в первую и главную очередь - это совершенно точно был обученный боевик. Как сейчас пишут СМИ, его подозревали в симпатиях к террористическим группировкам, но сочли, что он не способен на что-то серьёзное. Это, извините, чушь. Есть видео с улиц Вены, где его пытаются задержать полицейские. Это, отмечу, обученные люди. И что же? Он срезает их очередью с короткой дистанции. Один офицер ранен, второй, слава богу, хоть лечь успел. После этого я не поверю, что у него не было подготовки - извините.
- То есть он прошёл военную подготовку?
- Я почти уверен. Во-первых, я сейчас посмотрел, в Австрии либеральное законодательство в плане покупки оружия. Купил - и учись себе. Во-вторых, давайте не будем забывать, что Европа поставляла тысячами боевиков для войн в Сирии, Ираке. Когда-то президент Асад сказал нечто вроде «Что вы будете делать, когда эти люди вернуться к вам домой?». Вот мы сейчас это наблюдаем, к сожалению. Конкретно этот террорист боевого опыта не имел, думаю, но его могли обучить опытные «товарищи». Опять же, пояс смертника ты по схемам в Интернете не соберешь. Тебя возьмут или на покупке комплектующих, или подорвешься в процессе сборки. И такое бывало. Так что здесь еще странно слышать, что вот-де Европа пускает беженцев, а они - террористы. Европа сначала создала этих террористов.
- А что вы можете сказать о самом нападении? Виден какой-то план действий?
- План что у этого нападения, что у других, очевиден. С событиями последнего полугода люди вообще «забыли» о существовании других угроз. Все силы полиции в Европе брошены на соблюдение комендантского часа и прочих карантинных мер. Очевидно, что при таком режиме система даст сбой.
Видел цифры по резкому росту преступности в Италии. Там у полиции просто нет времени теперь ею заниматься. Что касается нападения в Вене, то там с сегодняшнего дня вводятся очередные жесткие меры, люди вышли погулять напоследок, чем и воспользовались террористы. Но не нужно думать, что если все запрутся по домам - это всех спасёт. Просто силы полиции нужно бросить на исполнение их непосредственных обязанностей.
Ещё важный момент по нападению. Не случайно у боевика нашли пояс смертника.
- Как оцениваете действиях австрийского спецназа?
- Я их не увидел. Преступник был застрелен оперативниками полиции. Спецназ потом уже начал поиск подозреваемых. Очень характерное видео, где бойцы спецподразделения «Кобра» конвоируют группу раздетых до белья мужчин - это стандартная практика по поиску поясов смертника. Но вообще такие кадры делают обычно в зоне боевых действий, а не в мирных городах. Сейчас нечто подобное происходит по всей Вене, скорее всего. Но работы именно по профилю спецназа там нет.
- Есть взаимосвязь между последними нападениями в Европе?
- Я уже сказал, что общего плана здесь может и не быть, но почва для террора создана сейчас идеальная. Все люди спрятали лица за масками, так что система распознавания лиц, считайте, парализована. Полиция или следит за карантинами, или за антикарантинными протестами, как в Италии. Во Франции власти пошли на крайне опасный шаг с комендантским часом, перед наступлением которого метро набивается до предела. Буквально на днях обратил на это внимание. Ну, и общая атмосфера страха перед невидимым врагом тоже делает своё дело - враг видимый не дремлет.
В свою очередь, советник директора Российского института стратегических исследований (РИСИ) Елена Супонина сказала «МК», что серия террористических атак в Европе вновь заставила вспомнить об угрозе запрещенной в России и многих других странах террористической организации «Исламское государство» (ИГИЛ). После разгрома основных сил террористов в Сирии и Ираке и ликвидации ее главарей, казалось, что с ИГИЛ покончено. Оказывается, нет. Почему так произошло?
- Террористическая группировка «Исламское государство», к сожалению, разгромлена не полностью, - сказала Елена Супонина. - Есть сведения о том, что отдельные ее сторонники и даже ячейки продолжают действовать в ряде стран Ближнего Востока. Особенно это касается северо-востока Сирии, то есть тех районов, которые незаконно контролируют США.
Там, по сообщениям американских же и других аналитиков, ИГИЛ продолжает свою деятельность, несмотря на заявления Вашингтона о том, что оно, якобы, полностью разгромлена.
Поскольку эта часть Сирии соприкасается с соседним Ираком, переток боевиков происходит из одной страны в другую. Так что и в Ираке эта угроза продолжает существовать.
Кроме того, есть все основания предполагать, что отдельные члены ИГИЛ и даже их группы попали с потоками беженцев в другие соседние с Сирией государства, а оттуда – перебрались в Европу.
Вербовка сторонников в последнее время осуществляется часто через Интернет и социальные сети. Это также чревато новыми опасностями, поскольку в ряды группировки может попадать молодежь, в том числе проживающая в Европе.
- Можно сказать, что ИГИЛ сохранило управляемость после ликвидации главарей?
- Несмотря на ликвидацию американцами осенью 2019 года Абу-Бакра аль Багдади, его место тут же заняли другие лидеры. Но хуже, на мой взгляд, другое. Беда в том, что многие ячейки этой организации уже давно действуют в автономном режиме, по сути, разделяя идеологию головной группировки и не нуждаясь в прямых приказах от неких руководителей. Эта автономность и разбросанность таких ячеек, а то - и «волков-одиночек» представляет сейчас, на мой взгляд, наибольшую опасность.
«Волки-одиночки», а также небольшие группы, стихийно объединяющиеся вокруг общей идеологии, не нуждаются в четком командовании и даже в большом финансировании. Это-то и тревожно.
Комментируя теракт в Вене, председатель Общероссийского движения «Сильная Россия» Антон Цветков рассказал «МК» об ошибках европейских силовиков, недооценивших террористическую угрозу.
- Количество подобных происшествий действительно увеличилось, - сказал Антон Цветков. - В последние годы активно идёт вербовка и идеологическая обработка через Интернет. К сожалению, противодействие всему этому крайне слабое – европейские спецслужбы не всегда успевают сработать на опережение и даже можно сказать, что они в какой-то степени расслабились. Я считаю, что западным силовикам надо взять на вооружение опыт наших отечественных спецслужб, уровень профессионализма которых крайне высок, работа – эффективна, и количество подобных случаев сводится ими к минимуму. Хотя обработка международными террористическими организациями, например, кавказских республик нашей страны идет огромная.
Но, несмотря на это, работа ФСБ и Национального антитеррористического комитета дает серьезные результаты, и я считаю, что западные спецслужбы могли бы перенять опыт работы российских коллег, касающийся именно предупреждения подобных правонарушений. Это было бы гораздо эффективнее, чем разбирать последствия уже случившихся трагедий.
Как известно после 2014 года западные спецслужбы резко снизили объем контактов с российскими антитеррористическими структурами.