Само убийство – будто эпизод сериала про «лихие 90-е»: под вечер субботы мужчина приехал в загородный дом, растопили баню. Решил попариться. Вышел подышать на террасу и словил снайперскую пулю в сердце.
Стреляли, по-видимому, с противоположного берега реки Великой. Стрелок скрылся, винтовку не нашли. СК возбудил уголовное дело об убийстве по найму. Официальная формулировка: «устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для расследования уголовного дела» - кажется сарказмом. Всем понятно, что «обстоятельств» вокруг Петрова было выше крыши, и родом они из тех самых «лихих» лет. Из столицы подобные разборки наверняка выглядят странно и дико, но даже если не слушать, что шепчут на кухнях и обрывочно-иносказательно пишут в мессенджерах местные, а пройтись только по фактам, станет очевидно, что убитый был как минимум крупной хищной рыбой в уютном Выборгском заливе, так похожем на скандинавские фьорды.
А факты таковы: биографы сходятся на том, что начинал Петров в восьмидесятые годы электриком в выборгской гостинице «Дружба». Она и сейчас встречает всякого приезжающего поездом или автобусом – неказистое ступенчатое сооружение. В восьмидесятые это был хаб фарцовщиков всех мастей. Выборг вообще славится мастерами этого ремесла – например, после введения контрсанкций и запрета на многие европейские продукты в России этот город отличает богатый ассортимент «санкционки» в местных ларьках. Да чего там ларьках – однажды я в выборгском суши-кафе отметила вкус лосося, на что мне простодушно признались, что рыбу возят из Финляндии на катере.
А уж на фоне перестройки и краха Союза смекалистый электрик мог поистине озолотиться – ведь гостиница «Дружба» работала в основном
на финнов. Позднее Петров её купил. Был Александр Петров и совладельцем местного судостроительного завода, и топливной компании, судя только по официальным открытым данным – имел прямое отношение (например, числится учредителем) к десяткам компаний, занимавшимся в Выборге владением, арендой и управлением имуществом, энергетикой (в том числе производством и торговлей нефте- и газопродуктами), организацией похорон, рекламным бизнесом. Присутствовал во всех сферах, так сказать.
В девяностые он был из «спортсменов» - говорят, серьёзно боксировал, как следствие – руководил спортклубом «Фаворит», откуда, поговаривают, вышло немало соратников бизнесмена по хозяйствованию в Выборге. При этом Выборг всегда был специфическим городом. Здесь рушились и подозрительно горели памятники архитектуры, на комплексную реставрацию города выделялись миллиарды рублей, но коренным образом ничего не менялось – петербуржцы, приезжавшие сюда на выходные, всегда были в шоке от страшной разрухи – «как после войны». Такое вот «хозяйствование».
Несколько лет назад Выборг яростно митинговал против нереально огромных цифр в квитанциях за коммунальные услуги. Я была там и видела эти бумаги – стояли цифры в полтора-два десятка тысяч рублей за месяц. Бабушки чуть не плакали: «Из чего платить, у меня пенсия девять тысяч, а в квитанции – пятнадцать!». Среднее поколение негодовало: «У нас совсем рядом идёт труба с газом в Европу. Почему не сделать маленькое ответвление, не газифицировать наш город, почему котельные работают черти на чем?» Такая вот выборгская энергетика.
Меньше чем через сутки после убийства Петрова выборгские паблики в соцсетях закрыли комментарии – очевидно под новостями про «хозяина» писали крамолу. К слову, всю «ковидную» осень из Выборга шли «звоночки» - чувствовалось, что подковерные войны достигли такого накала, что привычный с «лихих» времен порядок трясёт, и это не местечковая возня, а системный тектонический сдвиг. Люди, которых считали близкими к Петрову, оказались в опале. Взять хоть нашумевшую историю с теперь уже бывшим главой администрации Выборгского района Ленобласти Геннадием Орловым, которого обвиняют в хищении порядка семисот миллионов рублей из местного бюджета, которые пошли якобы на капитальный и текущий ремонт зданий – работы, которых по факту не было. Орлова называют хорошим
другом Петрова, а одна из компаний последнего регулярно выигрывала тендеры выборгской администрации.
У истории с отставкой интересная фактура: сначала арестовали по подозрению в мошенничестве и служебном подлоге заместителя председателя выборгского Комфина Александра Болучевского. Тот заявил, что взял несколько сотен миллионов рублей из местного бюджета, чтобы «купить» некую должность в Москве. Это было в сентябре. А потом 14 октября сам Орлов попросился в отставку, публично поведав о «предательстве» некого человека. Что-то знал Орлов, но депутаты его не отпустили. Через три дня, когда к нему пришли оперативники, город все же расстался с руководителем. Заведено уже несколько уголовных дел.
По информации ряда СМИ, убитый Петров в конце октября должен был явиться к следователям на допрос по делу Орлова.
Выборжцам впору горько улыбаться. Страшная разруха и очень странные поджоги здесь давно стали обычным городским бытом. Постоянно говорят, сколько миллионов и миллиардов выделено городу от региона и федерального центра, а воз и ныне там. Почему на это вдруг обратили внимание? Откуда уголовные дела, фантастическая пуля в сердце «хозяина» прямо возле собственной бани? Раньше-то и прокурорские проверки ни к чему особенному не приводили.
Комментаторы в соцсетях, пока не запретили высказываться, меланхолично замечали, что «на месте Орлова я бы бежал в сторону тюрьмы ФСБ». Многие ждут, что будет с другими, условно близкими к убитому Петрову деятелями. И почти все уверены, что специфическая выборгская экосистема не стала бы пожирать сама себя – и уголовные дела, и таинственный киллер – скорее явления извне.