Хронология событий такова: 27 августа 33-летняя жительница Таганрога Наталья Чугаева родила в городском роддоме мальчика. Показали младенца матери всего один раз, объясняя это сложной эпидемиологической ситуацией. 30 августа Наталью выписали, но новорожденного не отдали, мотивируя тем, что в связи с недостаточным весом малыш нуждается в наблюдении в отделении патологии. 3 сентября молодая мать посетила это отделение, передавая для сынишки памперсы, и ее попросили заодно подписать согласие на прививки.
С этого дня, по словам женщины, лечащий врач от встреч с ней стала уклоняться, вещи для ребенка приходилось передавать через санитарок. 11 сентября Чугаева написала первое заявление с требованием отдать ей ребенка. Ее заявление руководство роддома официально не зарегистрировало, но на словах ребенка пообещали вернуть Наталье 17 сентября. Однако вместо этого 25 сентября лечащий врач сообщила, что сына Чугаевой передают в дом малютки. Второе требование отдать новорожденного роддом тоже отказался регистрировать. Официальный ответ от медучреждения Наталья получила только 8 октября, после того, как с помощью правозащитников обратилась к мэру Таганрога. В роддоме ответили, что, поскольку она с 4 сентября не посещала ребенка и не интересовалась его состоянием, то 14 сентября учреждению пришлось составить акт об оставлении младенца, а 21 сентября отдел опеки Таганрога издал приказ о помещении малыша в дом малютки. То есть, 25 сентября, когда Наталье впервые удалось переговорить с лечащим врачом, её новорожденный сын уже находился в приюте для отказников.
Наталья обратилась в суд с требованием признать действия руководства роддома и опеки незаконными и вернуть ей сына. В своем заявлении она указала на подделку документов: «От ребенка я не отказывалась, все необходимые документы при поступлении в родильный дом у меня были при себе и паспорт передавался лечащему врачу для оформления родов. Несмотря на это, в Акт об оставлении ребенка в родильном доме от 14 сентября 2020 года внесены заведомо ложные сведения о том, что у меня якобы отсутствовали документы, и мои данные были записаны с моих слов, и я покинула роддом, оформив согласие на усыновление».
С подачи таганрогских общественников Александра Пономарева и Виктора Кудряшова Наталья Чугаева вместе со своим гражданским мужем и отцом новорожденного 37-летним Виталием Вологуевым записали видео, которое быстро распространилось через соцсети:
- Моего сына зовут Влад, а в роддоме говорят, что он Александр! Да, он родился всего 2 кг 490 г, поэтому его сразу поместили в специальный бокс. Видела я его один раз, а после выписки сына мне вообще не показывали. Говорили, что в роддом приходил мой старший брат и сказал врачам, что я неблагополучная, что мне некуда забрать ребёнка, а у меня есть, где жить! С братом у нас просто плохие отношения. Сначала врачи обвиняли меня, что я якобы пьяная приходила на территорию роддома, потом говорили, что я вообще не приходила. Мы с Виталием поехали в органы опеки и узнали, что в свидетельстве о рождении сына в графе родителей вообще стоит прочерк! То есть, по документам нас вообще нет!
- Сначала сына не показывали Наталье под предлогом того, что у нее нет справки об отсутствии COVID-19, - добавил гражданский муж Чугаевой. - А когда она такую справку получила, заявили, что она уже не нужна. Сказали, чтобы за свой счет делала тест ДНК и доказывала, что она мать!
Тем временем таганрогский правозащитник Александр Пономарев сообщил в соцсетях, что в Таганроге на данный момент своих детей из роддома не могут получить как минимум трое женщин, и не исключил, что в городе может работать «хорошо отлаженная схема» по поставке новорожденных богатым усыновителям. И в своем посте попросил отозваться всех таганрожцев, столкнувшихся с подобными ситуациями. После чего СУ СКР по Ростовской области назначил в отношении роддома проверку.
Шум в соцсетях поднялся 13 октября, а уже в 10 утра 14 октября Наталье ребенка отдали – об этом сообщил еще один активист, Виктор Кудряшов, принявший участие в судьбе Натальи и ее сына.
- Чем, отдавая ребенка, в роддоме объяснили свое странное поведение? – интересуюсь у активиста.
- Ничем не объяснили, ни извинений, ни сожалений. До этого эти же люди отвечали Наталье, что не отдадут ей ребенка, пока она не докажет, что она его мать через тест ДНК. И это уже не первый подобный случай в нашем городе, в аналогичную ситуацию попала женщина из ДНР, родившая в Таганроге. Ей не отдают ни ребенка, ни свидетельства о его рождении, мотивируя это тем, что у нее украинский паспорт.
- Вы обращались к главе города, в правоохранительные органы, к министерству здравоохранения города и области и в местную прессу. Кто же из них заставил роддом вернуть малыша еще до заседания суда?
- На правах личного знакомства я обратился к влиятельному в нашей области человеку, работающему внутри этой системы, зная, что он поможет, если сможет. Его быстрая реакция и сработала: ребенка успели забрать из Дома малютки до того, как он был куда-либо передан. Но человек этот захотел остаться инкогнито.
- Писали, что Наталья уже отказалась от шестерых новорожденных, что она вообще неблагополучная…
- Как только историю обнародовали, какие-то люди с закрытых аккаунтов в соцсетях стали распространять о Наталье негатив. Видимо, чтобы ситуация не воспринималась однозначно. Ряд заявлений Александр Пономарёв публично опровергал. Информация о шести отказниках не соответствует действительности, у Натальи двое детей 2006-го и 2009-го годов рождения, а за третьего она боролась до вчерашнего дня. Было сообщение, что старший сын Чугаевой состоит на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних за кражу. Но как бы то ни было, с точки зрения закона и логики преступление было совершено. Мать пыталась, но не могла получить своего ребенка. Ей в глаза говорили, что она сама от него отказалась и требовали доказать, что она вообще его мать. А потом вдруг взяли и отдали без каких-либо объяснений и извинений. Заявление из суда Чугаева не забрала, поэтому, надеюсь, правовая оценка действиям роддома и органов опеки еще будет дана.