— Почему вы только после приговора заявили о себе?
— Если мы не фигурировали в деле — не значит, что нас совсем не было. Просто следствие почему-то посчитало не нужным признавать нас потерпевшими, — начал разговор юрист. — Представьте: вы собственник автомобиля, дали свою машину в пользование знакомому. Тот попал в ДТП с такими же последствиями, как в ситуации с Ефремовым. А вы как собственник транспортного средства остаетесь у разбитого корыта.
И вроде возбуждается уголовное дело, вас допрашивают, машину изымают в качестве вещественного доказательства, но вам говорят: в сторонке постойте, после приговора получите то, что вам и полагается. В итоге нас не признали потерпевшими, а дело отправили в суд.
— Теперь вы просите отменить приговор?
— Да. Любой человек, интересы которого нарушены, вправе подать такое ходатайство. Я ведь ранее писал ходатайства, жалобы, но судья почему-то не посчитала нужным внести нас в список потерпевших. Адвокат Ефремова отмахивался, говорил, что мы должны просто получить деньги по страховке.
Но, чтобы обратиться в страховую компанию, нам надо было предоставить машину и документы по факту ДТП. А если нас не признали потерпевшими по делу, то мы не имеем процессуальных прав получить эти документы. Налицо ограничение конституционных прав на доступ к правосудию, а также уголовно-процессуальных норм.
— Если на этот раз вас признают потерпевшими, как это повлияет на приговор?
— Если суд признает, что были нарушения и потерпевших не допустили к делу, то приговор могут отменить. В соответствии со статьей 73 УПК среди обстоятельств дела, которые требуют доказательства, — вред, причиненный преступлением. Данное требование в отношении нас не было выполнено.
— Как я понимаю, это на руку Ефремову?
— Конечно. При назначении наказания должны учитываться в том числе смягчающие обстоятельства, список которых содержится в статье 61 УК РФ. Ефремов был лишен возможности добровольно загладить вред и получить эти самые смягчающие обстоятельства, что, несомненно, могло повлиять на приговор.
Нас не допустили до процесса, поэтому актер не имел возможности возместить вред. Если суд апелляционной инстанции отменит приговор и допустит нас как потерпевших, то дело могут вернуть на новое рассмотрение. Мы же не хотим возвращения, чтобы не тянуть время, мы просим признать нас потерпевшими. В той части, где были нарушены наши права, мы обжаловали приговор.
Надеюсь, суд сочтет наши доводы убедительными, тогда, возможно, приговор будет другой. Если Ефремов возместит ущерб нам и родственникам погибшего, это скажется на его сроке.
— Какой может быть срок?
— Я изучил судебную практику по подобным делам. В феврале 2020 года в Раменском суде выносился последний приговор по подобному делу. Водитель в состоянии опьянения совершил такое же ДТП, человек там погиб. Виновного судили по той же статье, что и Ефремова. Ему дали 2,5 года колонии-поселения. У него были все смягчающие обстоятельства — он признал вину и возместил вред пострадавшим.
— Какую сумму ущерба вы заявили?
— Машине не было и года, ее стоимость порядка 1 млн 400 рублей. В иске мы указали сумму ущерба 1 млн 50 рублей. Автомобиль практически полностью уничтожен. Странно, что только сейчас на наше дело обратили внимание. Во время судебного разбирательства я ходил в суд, подавал ходатайства, писал апелляционные жалобы, но журналисты в погоне за хайпом упустили важные процессуальные моменты, которые могли повлиять на приговор.
Читайте также: "Опубликовано фото письма Ефремова из СИЗО"